Христианские ресурсы. Христианские ресурсы Как открыть христианский детский сад

Мы говорили о потребности детей в постоянном эмоциональном контакте с родителем. Отсюда первый важный практический шаг – переосмысление действий в начальный, наиболее ответственный период жизни ребенка. Присмотр и уход за малышом «от нуля до пяти» хлопотен, но в целом, как полагают, это не тот возраст, в котором возможны проблемы. «Он такой несмысленыш!» – говорит взрослый. Для полноценного обучения детский интеллект еще не созрел, желания и поступки наивны. Доброта и невинность ребенка, кажется, не иссякнут никогда. Они возникают естественным образом и не нуждаются в специальной поддержке. В это сладостное время трудно принять мысль о возможных серьезных нарушениях, подтачивающих здоровье юной души.

По достижению возраста 5 лет общаться с детьми становится проще. Можно обсудить что-нибудь, сделать дела сообща, да хоть бы и за компанию сходить в магазин. Можно почитать ребенку интересную книжку, рассказать историю из своего детства. А в годы младенчества родитель с усилием настраивается на «детскую волну». Редко кто из нас не скучал на детской площадке и при однообразном выкладывании с ребенком пирамидок и башенок. Досуг в виде поездки в кукольный театр или на городской праздник если и оставляет воспоминания, то о давке в общественном транспорте, преодолении пешеходных переходов, трудностях одеваний-раздеваний и отправления физиологических нужд. А уж «Муха-Цокотуха», прочитанная подряд тысячу раз, не вызывает у мамы и папы иных чувств, кроме тихого отчаяния.

Возникает некий педагогический вакуум. День за днем проходят в обыкновенном, будничном ритме. Семейное измерение взросления кажется не таким уж существенным. Отвлечь ребенка на что-нибудь, а пока успеть самой переделать дела – вот краткая формула жизни матерей «от нуля до пяти». Ради этого в ход пускаются разнообразные ухищрения: мультфильмы, телевизор, планшет, громкая музыка. А уж если кто-нибудь готов временно присмотреть за ребенком вместо матери, такая подмена выглядит просто спасением!

Для нормального развития малышу очень важно оставаться с матерью, даже если та занята

Тем не менее семейно-ориентированная психология скажет, что для его будущего ребенку важней оставаться с матерью, даже если та занята. Лучше чертить каляки-маляки и грохотать кастрюлями подле нее, чем уноситься душой в самые красочные мультяшные и игровые миры.

Второй практический вывод, истекающий из концепций привязанности и импринтинга, тесно связан с первым и состоит в том, что домашнее воспитание следует предпочесть отдаче ребенка в детский сад. Едва ли для матери и отца утешением станет, если ребенок привяжется к чужим людям, подобно птенцу будет льнуть к посторонним и копировать их поведение.

Дети, случается, остаются без родителей по разным причинам. Специалисты в сфере сиротской опеки знают, как трудно бывает таким малышам войти в замещающую семью, принять в свою жизнь нового значимого взрослого и восстановить естественные доброжелательство и спокойствие, характерные для их сверстников, наделенных полнотой материнского участия. То, что первоначально достается родителю и ребенку само по себе и является естественным даром периода, в который мать вынашивает и кормит дитя, является чрезвычайно чувствительной, хрупкой тканью, «стартовым капиталом» доверия, который, к сожалению, легко растерять.

«Джон»

Насколько драматичной оказалась разлука, показала первая реакция на приход мамы: мальчик отворачивается от нее

Документальный фильм «Джон» был снят в Великобритании в 1969 году. Его авторы Джеймс и Джойс Робертсоны. Фильм основан на реальных событиях, и в нем показано, как разлука с матерью влияет на маленького ребенка. В свое время фильм получил феноменальную известность и был показан во многих странах. Он вызвал широкую общественную дискуссию о том, как сделать, чтобы уменьшить страдания ребенка в детских учреждениях и не допустить нежелательных последствий для его будущей жизни.

На экране мальчик по имени Джон, ему 17 месяцев. Необходимость заставила мать, находящуюся на последнем сроке беременности, организовать краткое пребывание Джона в Доме ребенка. Там он пробудет 9 дней – до тех пор, пока мать не выпишется из родильного отделения и не сможет забрать его. Прежде Джон никогда не расставался с мамой. Авторы фильма демонстрируют кадры трогательной заботы и близкого общения. Мальчик ведет себя подвижно, весело и производит впечатление на редкость довольного, уравновешенного ребенка. Внезапно Джон попадает в другой мир. Любимое одеяльце – единственное, что будет связывать его в эти тяжелые дни с безмятежным временем дома.

День за днем создатели фильма отслеживают перемены в ребенке и его реакциях на происходящее. Поначалу Джон спокоен и только оглядывается, постоянно ожидая, что мама вот-вот придет. Воспитательницы сменяют одна другую, и ко всем Джон относится с одинаково слабым интересом. Он послушен, кушает с ложки, но очевидно, что эти чужие тети его мало интересуют в сравнении с вопросом: «Где мама?».

Остальные пятеро детей группы провели в Доме ребенка большую часть своей жизни. Они вполне адаптировались к данным условиям, не дают себя в обиду и умеют добиться, чего захотят. Но у них нет опыта надежных, основанных на положительной любовной привязанности отношений.

Все дети примерно одинакового возраста. Они представляют собой беспокойную, шумную компанию, общение в которой сильно отличается от того, к чему привык Джон. Постепенно ему начинает хотеться быть ближе к воспитательнице, но другие оттесняют его. Взрослые привыкли обращать внимание на более требовательных детей, а тихие остаются в тени. Возня вокруг вызывает в ребенке напряжение: он жмурит глазки и закрывает уши руками.

В первые три дня воспитательницы, занятые множеством дел, воспринимают Джона как покладистого, редко плачущего ребенка. Но на самом деле картина сложнее: Джон испытывает тревогу, растерянность. Отвернувшись от группы, мальчик молча играет с игрушками. Он часто подходит к большим плюшевым мишкам и прижимается к ним. К исходу третьего дня Джон начинает проявлять недовольство. Он чаще сосет палец. Ночью у Джона начнется рвота без всяких видимых признаков заболевания.

На четвертый день он плачет навзрыд и отказывается от еды. Попытки привлечь внимание воспитательницы становятся истерическими, Джон с силой расталкивает других детей. Вечером перед сном он горько плачет. Переживание разлуки становится трагическим.

Весь пятый день Джон равнодушен к играм и ищет только утешения. Его тихое горе проходит почти незамеченным в толчее Дома ребенка. В конце концов он решает привлечь внимание воспитательницы через плач.

На шестой день Джон рыдает, не умолкая. Жизнь Дома ребенка течет своим чередом. Мальчик по-прежнему отказывается от еды, и это беспокоит сотрудников. Папа навещает его, и Джон приносит ему свои уличные ботинки, желая покинуть учреждение и оказаться дома как можно скорее. Отец уходит, и с этого времени Джон становится ко всему безразличным. Громкий плач его сменяется слабым скулением, мальчик не выпускает любимое одеяльце из рук.

В седьмой день на лице Джона гримаса постоянных страданий. На восьмой он становится апатичен и ходит по комнате, плохо понимая, где и с кем находится. Он не обращает внимания на входящих в комнату людей; проголодался и при этом слишком дезориентирован, чтобы нормально поесть. Сосание пальца – ненадежный способ вернуть себя в равновесие. Воспитательницы замечают, что с Джоном творится неладное, и, как могут, занимаются им. Но двух воспитательниц на шестерых малышей не хватает, и волей-неволей им приходится покидать Джона.

Насколько драматичны для мальчика эти дни, покажет его первая реакция на приход мамы. В девятый день, когда Джон видит маму, он громко плачет и мечется. Он отворачивается, а затем вырывается из ее объятий. Воспитательнице приходится вступить в общение и заговорить с Джоном, чтобы сгладить возникшее неудобство и облегчить контакт. Мать хочет утешить сына, как она делала это раньше, но он не позволяет ей приблизиться к себе. Очевидно, он опасается, что она снова уйдет, и старается не поддаваться на уговоры. Таким способом ребенок надеется избежать нового стресса.

Наконец после нескольких неудачных попыток сближения Джон прижимается к матери. Но когда в комнату входит отец, проведывавший сына в предыдущие дни, Джон предпочитает отцовские ласки и с недоверием косится в ее сторону. Этот взгляд молодой женщине никогда раньше не доводилось видеть у сына. Раньше Джон безоговорочно доверял маме, теперь потребуется время и особые старания, чтобы туман недоверия рассеялся. «Что будет означать этот опыт для Джона и его семьи?» – этим вопросом авторы оканчивают свой фильм.

Потеряшки

Ситуация, которую мы наблюдаем через объектив кинокамеры Робертсонов, – модельная для поведения детей в чужой обстановке в состоянии разлуки.

Во время просмотра мне вспомнилась картина из детства: вечерние часы в детсадовской группе. Моя мама здесь, неподалеку, она работает воспитателем, и я чувствую себя уверенно и спокойно. Иногда в продолжение дня меня отпускают из моей группы, и по длинному затемненному коридору я иду в другое крыло здания, чтобы увидеться с ней. Вечером, после того как мама освободится, мы вдвоем направимся домой.

Моим однокашникам сложнее, у многих в душе сомнение: «Заберут или не заберут?» Заберут, а всё одно беспокойно. Оставлены игры, дети приникли к окнам. Хлопок входной двери – гурьба ребятишек спешит узнать, чей родитель пришел. Негласное соревнование: отправился домой первым, вторым, пятым… Со входа кричат: «Федоров», и сосед уходит с видом счастливчика, победно оглядывая остальных. У кого-то родитель задерживается, и ребенок едва способен сдержать слезы. Последние неудачники мысленно примеряют на себя роль потеряшек. Тревоги добавляет воспитательница: «Я, что, с тобой до ночи сидеть должна? Где твоя мама? Не будет приходить вовремя, в милицию сдам!»

Малыши психологически не готовы к разлуке с мамой. Они думают, что мама их бросила, и с трудом восстанавливаются после пережитого стресса. Это может изменить личность ребенка навсегда, сделав его тревожным, подавленным, истеричным. Признаки разрыва привязанности можно не заметить тотчас, но таковые с большой вероятностью проявятся в будущем.

Эмоциональные связи ребенка с определенным взрослым требуют подкрепления. Как мы это видели в примере мальчика Джона, ребенок, не привыкший к разлуке, в новой обстановке надеется обрести как бы новое подобие семьи. Но его вытесняют другие, более напористые сверстники, уже свыкшиеся с ролью детей без постоянной глубокой привязанности.

Детки с грядки

Отдельная тема – в какой мере детсады у нас отвечают потребностям детской психологии. Карл Бриш, немецкий профессор, заведующий клиникой детской психосоматики и психотерапии Мюнхенского университета, говорит: «При уходе за ребенком до 3 лет соотношение должно быть, по возможности, 1:2 или 1:3, то есть когда одна воспитательница ухаживает не более чем за двумя-тремя младенцами, а оптимально даже за одним. Во время привыкания должна быть постоянная воспитательница, этот период нужно долго планировать, и он не должен быть коротким. У воспитательниц не должно быть собственных психологических проблем, и они должны получить возможность самопознания в индивидуальных и групповых занятиях; кроме того, должна быть организована регулярная внешняя оценка их работы».

Рекомендации Карла Бриша в наших условиях кажутся фантастичными. Они нисколько не похожи на реально существующую обстановку детских садов. Одна воспитательница на двух-трех детей, а лучше на одного – это не детсад, каким мы его привыкли представлять, а почти персональное гувернерство! Впору недоумевать, какой смысл может быть в существовании учреждения, где на одну мать, освобожденную от повседневных хлопот с ребенком, приходится по одному человеку, занятому тем же самым в порядке исполнения «служебного функционала». При этом факт остается фактом: семья при большом количестве детей сохраняет потенциал органических связей и обеспечивает каждого ребенка чувством необходимых поддержки и безопасности; но формальная общность детсада не дает возможности взрослому одновременно «обогреть» больше одного-двух малышей.

По достижении трехлетнего возраста ребенок уже более зрел, но не настолько, чтобы распространенный у нас тип детских учреждений с группами по 20–25 и больше детей, с постоянной текучестью кадров смог отвечать критериям «экзистенциальной дозарядки» ребенка от значимого взрослого.

Послушаем, что говорит дальше профессор Бриш, автор книги «Теория привязанности и воспитание счастливых людей»: «На данном этапе (с 3 до 6 лет) также требуется соответствующая длительная стадия привыкания в присутствии основного лица, с которым у ребенка установились отношения. Высокое качество ухода за ребенком должно, в зависимости от возрастной группы, характеризоваться максимальным соотношением 1:6–1:8, то есть 6–8 детей на одну воспитательницу. Воспитательницам в детском саду также нужна высокая степень внутреннего эмоционального присутствия, участия и чуткости к сигналам их воспитанников. По возможности следует обеспечить, чтобы у детей были постоянные воспитательницы. Следует избегать неожиданных расставаний и прощаний».

Автор сетует на переполненность немецких детских садов, в которых, по его словам, «случается даже, что одна группа состоит из 16 детей». Но что скажем тогда о российских детских учреждениях?! Они похожи на заводские цеха или аграрные фермы, где индустриализованным методом налажено выращивание «растительной продукции» или изготовление «промышленных изделий». Это нисколько не напоминает среду, приближенную к домашней!

Ребенок живет как бы «на два дома», причем время основной активности приходится на детсад

«Воспитательницы из последних сил стараются как-то удовлетворить хотя бы физические потребности детей, для реагирования на эмоциональные сигналы младенцев и детей младшего возраста у них остается слишком мало времени; как правило, его нет вообще», – констатирует автор. Им подвергается критике концепция пребывания ребенка вне семьи в больших группах в течение целого дня. Будучи детским врачом, руководителем клиники, Карл Бриш настаивает на ограничении в 20 часов в неделю времени, проводимого ребенком без матери. За этим порогом отношениям наносится непоправимый ущерб. Ребенок не успевает перестроиться и живет как бы «на два дома». Причем время основной активности приходится на детсад. Дома дети пробуждаются, завтракают, собираются в группу, ужинают, проводят краткий вечерний досуг и спят.

Отметим еще раз: максимальный показатель для малыша – это 4 часа в сутки, тогда как большинство детей находятся в группе по 9 и больше часов, с 8 утра до 17–18 часов вечера – в продолжение всего трудового дня мамы и папы.

Отдавать или не отдавать?

Домашние занятия с мамой, пускай даже нерегулярные, могут дать лучшие результаты в сравнении с детсадовскими

Пребывание ребенка в детском саду затрагивает ряд других непростых тем. Какими будут результаты обучения, подготовки к школе в ситуации нарушенной привязанности? Психологическое правило гласит: «отношения привязанности предшествуют обучению». Ребенку трудно воспринимать информацию от лица взрослого, в отношении которого он испытывает недостаток эмоционального контакта. Только в спокойном, уравновешенном состоянии, как мы помним, дети проявляют настоящий интерес к внешнему миру. Как только возникает ситуация отсутствия опоры во взрослом, познавательная активность резко снижается. Дитя неспособно отвлечься от своих тревожных мыслей. А это значит, что домашние занятия с мамой, пускай даже нерегулярные и не самым умелым образом устроенные, могут дать лучшие результаты в сравнении с детсадовскими.

Атмосфера детского коллектива специфична. Это толчея, шум и ссоры. Невозможно побыть в тишине и уединиться. Помните, как в документальной ленте маленький Джон первое время пытался зажмуриться и заткнуть уши? У сотрудников, много лет проработавших в детском саду, нередко развивается профессиональное заболевание, связанное с частичной потерей слуха. Хорошо ли будет для последующей судьбы ребенка получить привычку постоянно находиться на людях, в условиях сильного звукового и зрительного перевозбуждения?

Дальше. Как быть с отсутствием отбора детей в группу? Врачи и детские психологи категорически настаивают на том, чтобы ребенку с факторами риска в семейной ситуации предлагались особые условия. Уровень педагогического сопровождения нужен тем выше, чем сложнее случай и чем более запущен конкретный воспитанник. В наших садах подбор совоспитанников чисто случаен. Вместе соединены дети из разных семей, с самыми разнообразными нарушениями, находящиеся на различном уровне развития. Один настроен слушаться взрослого, другой малоуправляем; один начинает читать по слогам, другой еще не вполне овладел речью. Подобное смешение делает невозможной целенаправленную и подробную педагогическую работу.

Трудности возникают с качеством подбора сотрудников детского сада. К числу профессиональных навыков у нас относят обычно овладение методиками и способность поддержать дисциплину. Но если смотреть на личность воспитателя с точки зрения теории привязанности, для ухода за детьми потребуются некие другие люди. Далеко не каждый соответствует критериям эмоциональной доступности, чуткости, отсутствия нарушений привязанности и травматического опыта в собственной жизни.

Условия жизни дома и в детском саду слишком различны для того, чтобы не привносить противоречий во внутренний душевный мир ребенка. Малыш рано или поздно, разумеется, «привыкнет» к чужой обстановке, к отсутствию мамы и появлению чужой тети вместо нее. Но нужно ли и полезно ли подобное привыкание? Результатом его станут тяжело преодолимые проблемы в общении с окружениями, с любимыми и в конечном итоге со своими собственными детьми.

Очевидно, что родители в современных условиях будут прибегать к услугам детсада. Матери вынуждены выходить на работу, и это приводит семьи к подобному решению. Но мамочка, остающаяся дома, должна знать, что ее выбор важен и ее готовность заниматься ребенком будет вознаграждена. Хорошо, когда мать может зарабатывать и преуспевает на общественном поприще. Однако не всё определяется этим. Душевное здоровье детей и близость отношений в семейном кругу имеют свою высокую цену. Как сказала одна из родительниц: «Ребенок вам потом спасибо скажет. Да-да, именно спасибо. Среди моих знакомых, которые не ходили в садик, все благодарны. А вот за сад, да еще с продленкой, во взрослом возрасте не благодарит никто».

Для семей, где взаимоотношения и воспитание детей пущены на самотек, пребывание в детском саду, возможно, смотрится не так плохо. Легче всего в этих условиях адаптируются те из детей, кому не слишком хорошо живется дома. Игры со сверстниками и четкий распорядок дня лучше, чем лень и сидение перед телевизором. Но семьям, где родители проявляют ответственность и участие, имеет смысл однозначно сосредоточиться на целях семейного воспитания малышей.

Виктор Власов

Я слышу от настоятеля омского Собора в честь Воздвижения Креста Господня, протоиерея Олега Цветкова, что истина находится в посаженном зерне. Что зёрна милости Божией прорастают в сердце человека цветами терпения, любви и сострадания. А раньше слышал похожее от любимой воспитательницы своего детского сада – воцерковленная она женщина. Часто набираю номер её мобильного телефона, поздравляю, осведомляюсь о здоровье, успехах. Она рассказывает о детях, внуках и меняющейся жизни. Она читает чаще православную литературу и смотрит определённые каналы.

– Двухтысячные пошли – можно в храм ходить безбоязненно и молиться Господу! – признаётся Наталья Петровна. Около пяти лет она была учителем начальной школы, а двадцать с лишком – воспитателем детского сада. В храм она стала ходить чаще, когда вышла на пенсию. – Душа с Богом спокойней. А раньше боялась, что посмотрят косо, повертят у виска. Нет-нет да прибегала в храм. Тогда в два ходила по очереди. В них и сейчас хорошо!

Снова вспомнил о старенькой воспитательнице, о добрых и правильных словах своевременно сказанных, услышав от коллеги о выпуске из Православного детского Центра «Зёрнышки», называемого также православным детским садом. Я ведь бываю в этом детском саду, когда выполняю поручения настоятеля Собора Воздвижения Креста Господня. Это замечательное место для детей, уютное и тёплое по-домашнему, обставленное по современным меркам, как в частном детском саду. Помещение в Православном детском Центре «Зёрнышки» хоть и небольшое, но светлое, а игрушки новые и яркие, работают с детьми педагоги с высшим образованием – как и положено.

По воле Божией и с благословения Митрополита Омского и Таврического, Главы Омской Митрополии Владимира Православный Центр «Зернышки» (детский сад) был открыт в марте 2014 года и успешно работает уже 4 года. За эти годы из стен Центра выпустили 11 детей. В нём стараются донести до детей в духе любви православные истины. Воспитание проходит путём ознакомления детей в доступной форме с христианским вероучением, библейской историей и богослужением, через участие в таинствах, посещение святых мест города Омска и Омской области, чтение соответствующей художественной литературы, в посильном труде в группе, храме.

Как выглядят групповые комнаты в этом саду? Они оформлены соответствующим образом. В них отведено место для икон. Это место, где дети читают утренние молитвы, молятся перед едой, занятиями и т.п. На музыкальных занятиях (два раза в неделю и по мере необходимости) дети учатся петь молитвы, разучивают рождественские и пасхальные песни, учат роли к предстоящим праздникам Рождества и Пасхи, сценарии к которым составляют сами воспитатели. Поэтому и желающих сюда попасть много.

А я хотел вам рассказать, как прошёл выпускной из Православного детского Центра «Зёрнышки» при Соборе Воздвижения Креста Господня. Свой выпускной из детского сада № 20 я толком не помню.

Состоялся этот выпуск детей 11 мая, для них и сотрудников православного детского сада – это праздник! Детский сад прощался с тремя выпускниками, которые пойдут в сентябре в 1-й класс школы. Выпускались Александр Дебелый, Ульяна Матросова и Арина Стрек, симпатичные, милые, добрые, умненькие и любознательные дети.

В день выпускного в зале собралось множество людей – это и воспитатели, и работники детского сада, приглашённые гости, родители и, конечно же, главные виновники торжества – маленькие выпускники, которых встречали громкими аплодисментами.

Дети выходили в зал с радостными улыбками на лице. Дети любят праздники, на них можно продемонстрировать свои творческие дарования. На праздничном мероприятии звучали песни – дети их пели замечательно, читали стихи. Было очень трогательно. Особенно когда выпускникам вручили дипломы, портфели, а потом они танцевали вальс под музыку Евгения Доги.

На праздник к детям пришли Маша и Медведь – сказочные персонажи, которые провели с детьми интересные конкурсы, попели и поплясали, посоревновались в ловкости, задавали вопросы и давали разные задания. А больше всего ребятишкам понравилось, как Маша и Медведь выдували мыльные пузыри.

На празднике был духовник детского сада, настоятель храма, протоиерей Олег Цветков. И дети с огромным удовольствием во время игры бросали мяч именно ему! А батюшка улыбался своей ласковой, лучезарной улыбкой и радовался не меньше детей. Ведь и его собственные дети – воспитанники Центра. Один сынок уже выпустился и заканчивает второй класс, а двое – воспитанники Центра.

Батюшка вручил выпускникам дипломы, сказал добрые, напутственные слова, благословил на хорошую учёбу в школе. Пожелал, чтобы у ребят в жизни получалось, чтобы учёба в школе приносила радость и детям и родителям. Чтобы они возрастать во славу Божию, на радость и утешение родителям своим, на пользу святой Церкви и Отечеству.

Директор центра, матушка Иулия Цветкова, поблагодарила родителей, помогающих в деле воспитания детей в традициях православия, за усердие, а также выразила огромную благодарность родителям выпускников за активное участие в богослужебной жизни центра и всех совместных проектах.

Слова особой благодарности прозвучали в адрес Митрополита Владимира, который благословил идею создания православного Центра, организованного по принципу детского сада.

– Детский сад – начальная ступень православного воспитания детей, – рассказывает мне отец Олег. Я разговариваю с ним накануне. – Наш детский сад мы назвали «Зёрнышки» неспроста. Что мы должны вырастить из семян, Виктор? Добрые всходы. Так наши дети приобщаются святых таинств сами и приобщают вскоре родителей. Многие родители – невоцерковленные совсем. Кто, если не дети, помогут им прийти к Богу? Помимо базового воспитания, мы даём нашим воспитанникам и православное. Программа в саду построена таким образом, чтобы дети получили первичные знания о Боге, об обязанностях человека слушаться Бога, подчиняться Его заповедям, законам.

Праздник завершился общим чаепитием, уходить никому не хотелось.

Я почти не представляю, как именно внутри выглядел мой детский сад, но точно знаю, что там было здорово, и нас воспитывал прекрасный и ответственный воспитатель, душевный человек. Поэтому к детским садам и воспитателям у меня до сих пор особые чувства. Теперь я часто пишу о мероприятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

Читая в интернете отзывы о детских центрах (садах) православной направленности типа:

– «Ничего хорошего не получается в таких садах, задурманивают там детишек! Мой ребёнок стал скрытным, неразговорчивым, всё про боженьку рассказывал… молиться в день по 5 раз начал. Ничему не учат, кроме молитв, церковных праздников и т.д. В итоге стал набожным, отказался играть в игрушки… сейчас ему 18 лет, он желает стать батюшкой… так повлиял садик, можно сказать на всю жизнь».

Во-первых, если человек решает стать священнослужителем – это дорогого стоит, согласны? А во-вторых, копировать отзывы, оставленные на сомнительных и наспех созданных форумах – дело неблагодарное. Наряду с подобными сообщениями, я вижу и хорошие заметки. По-моему, лучше знать сведения о православных праздниках, следовать заповедям и хоть немного побаиваться Бога, чем воспитываться в среде воинствующих атеистов (сколько их в интернете?..) и думать, что человек произошёл от обезьяны или его привезли на Землю инопланетяне, как экспериментальный проект. И что плохого в заповеди, к примеру – «Чти отца своего и мать свою»?

Каждый ребёнок может стать скрытным и молчаливым, а в любом детском саду дети разные. Часто, забирая из детского сада родного ребёнка, я вижу особенности характера и других детей: скрытных, странных, весёлых, активных и т.д. Надо сказать, что в любом детском саду дети разные. И сами дошкольные учреждения не одинаковые. В одном – дети запросто поют песни, рассказывают стихи или рифмовки, они жизнерадостные и светящиеся словно изнутри, а в другом – ими могут не заниматься и хуже того – обижать. Отзывы в интернете, особенности каждого детского сада или ребёнка – всё относительно.

Что помогает человеку сделать правильный выбор – он сам. Совесть, в конце концов. А по поводу вопросов, связанных с Православным детским садом, лучше посмотреть на счастливые, радостные лица детей, посещающих православный Центр или обратиться непосредственно к батюшке или к матушке. Отец Олег и матушка Иулия готовы ответить на любые вопросы. Люди они добрые, я их знаю давно. Даже ради выпуска столь малого числа детей они работают старательно.

Детский сад предстоит почти каждому малышу. Посещая его, ребенок не только готовится к школе, у него вырабатывается чувство коллективизма, сплоченности, дружбы и ряд других качеств. Существуют детские сады, которые отличаются не только отношением к воспитанию, но и общей атмосферой – это православные детские сады. Их в Москве меньше 1% от всего числа столичных дошкольных общеобразовательных учреждений (ДОУ).

Общие сведения

Конечно же, деятельность этих заведений тесно связана с позиционированием Православия, а значит единство духа, соборность и смирение. Ребенку закладывают только самые хорошие черты: послушание, любовь к ближнему своему, благодарность, стремление помогать и поддерживать. В таких группах всегда царит атмосфера православного духа: беседы с наставниками, праздники и знание важных церковных дат, и лицезрение иконостаса на самом видном месте в группе детишек.

Соответственно и оформляются групповые комнаты, в которых определяется место для иконостасов. Со временем, когда дети ознакомятся с житием святого, его икона размещается в этом месте. Оно отведено для чтения утренней молитвы, дети молятся не только перед едой, но и перед учебой. Два раза в неделю проводятся музыкальные занятия. На них детей учат петь молитвы, пасхальные песни, составляются сценарии к праздникам Рождества и Пасхи, а также раздаются роли для участия в празднике.

Религиозное воспитание

Происходит непрерывность религиозного воспитания и обучения ребенка, как в детском саду, так и в семье.

Детей принимают в такие группы, после беседы родителей со священником. Составляется схема Родословной семьи, она помогает узнать семью лучше, и заполняется перед тем, как ребенок поступает в детский сад. На всех родительских собраниях присутствует священник. Обязательным условием есть посещение богослужения по воскресеньям родителей и детей.

Православные дошкольные общеобразовательные учреждения (ясли) в Москве

Средняя и старшая группа

Второе – по адресу Нововорот-никовский пер, 10, в нем пять групп, заведующая Минеева Наталья Александровна. Два рабочих контактных телефона: 978-58-75, 978-56-54.

Ни для кого не секрет, что с рождением ребенка социальные отношения женщины изменяются коренным образом. Круг тем для общения со старыми друзьями катастрофически сужается, появляется масса новых вопросов и проблем, требующих ответа и решения. Молодая мама в это время открыта к новым знакомствам с людьми, которые в силах поддержать ее, стать верным компетентным советчиком и другом. А в период перемен в жизни человека он особенно чувствителен к принятию Благой вести и остро нуждается в Божьей любви и прощении.

Я по призванию - миссионер, и поэтому меня очень волнует судьба женщин, воспитывающих маленьких детей. В последнее время я часто думала о том, что мы можем сделать для этой категории людей, живущих рядом с нами. Находясь в миссионерской поездке летом 2004 года, я встретилась в Санкт-Петербурге с одной молодой христианкой по имени Елена. На мой вопрос о том, как она узнала о церкви, Лена ответила, что об этом ей рассказала подруга, с которой она познакомилась и подружилась на детской площадке, когда гуляла со своим маленьким сыном. У них были дети одного возраста, поэтому общие темы для общения сблизили этих молодых женщин и способствовали созданию доверительных отношений. Узнав, что подруга - христианка, Елена обратилась к ней с вопросами о Боге, Иисусе Христе, которые давно волновали ее, тем более что в этот период она пыталась самостоятельно изучать Новый завет.

Сразу после встречи с Еленой я сама оказалась в ситуации "молодой мамы", так как меня попросили стать няней для одной маленькой девочки в Норвегии, меня так и называли норвежки - "дневная мама". И вот в течение четырех недель я проходила курс молодой матери-бойца за здоровье, питание, досуг и развитие ребенка. Это было замечательное время в моей жизни, и я очень благодарна Богу за те чудесные доверительные отношения, возникшие у меня с моей воспитанницей. Один интересный факт из моей норвежской жизни натолкнул меня на размышления и дал еще один ответ на те вопросы, о которых говорилось ранее.

Итак, расскажу подробнее: ребенок, воспитанием которого я занималась эти четыре недели, был еще маленьким, и в обычный детский сад отдавать его было рано. Но мама девочки сказала мне, что я могу три раза в неделю по утрам с 10.30 до 14.00 ходить вместе с ее дочерью в детский сад, где дети играют, гуляют на детской площадке, кушают - вместе со своими мамами.

Эта информация меня немного удивила и заинтриговала, хотя сейчас я знаю о существовании подобных детских садов и в России, но тогда появилось даже некоторое смущение: "В детский сад вместе с мамой?" - "Да, - услышала я в ответ, - это бесплатно, очень хорошее место для ребенка, там много интересных развивающих игрушек, книги. Я считаю, что малышке очень полезно общаться со своими сверстниками".

На следующий день, разобравшись в этом недоразумении, мы наконец попали в "детский сад для мам " - удивительно тихое, уютное и спокойное место. Сотрудник - всего один человек - молодая женщина по имени Лиз - мать одного из малышей, светловолосого Алена, была очень рада увидеть нас. Она доброжелательно объяснила мне правила поведения и структуру работы этого учреждения, к тому же она очень хорошо знала особенности характера Вероники - моей воспитанницы, которая раньше посещала этот детский сад вместе со своей мамой. В игровой комнате я увидела несколько малышей, совсем еще крохотных малюток, которые не слазили с маминых рук. Их матери, видно, уже познакомились и подружились, хотя меня они приняли в свою компанию приветливо и с интересом. Дети постарше (2-3 года) играли друг с другом в кубики, куклы, рисовали карандашами или красками, иногда просили меня почитать им детские книги.

К концу четвертой недели я знала всех их по именам, этому способствовало небольшое по продолжительности (15 мин) занятие по пению, которое проводила с нами Лиз. Она собирала в определенное время всех детей и их мам в круг и предлагала нам спеть детские песни с движениями. Малыши усаживались на свои "любимые" стульчики и с восторгом смотрели на большую яркую коробку, украшенную цветами и бантиками, которую Лиз держала в руках. Эта картонная коробка была сделана в виде головы человечка, на месте рта - прорезь в форме веселой улыбки. Каждый малыш по очереди с удовольствием опускал руку в это отверстие и доставал из коробки карточку с рисунком, обозначающим смысл или название детской песенки. В арсенале Лиз было около двадцати песен, которые она верно и задорно изучала с детьми на этих веселых занятиях. Одной из самых любимых была песня о названиях пальцев руки: "Где мой большой пальчик?" - поют дети и прячут за спину ладошку. "Вот он, я! Привет, привет, привет"! - и малыши показывают большой палец, который озорно сгибается в поклоне, и так далее поют обо всех остальных пальцах. И хотя многие ребята еще не умели не только петь, но и говорить, но всем им очень нравилось доставать карточку со знаком, обозначающим название следующей песни, которую хором споют не только дети, но и их заботливые мамы.

Самым приятным окончанием этого занятия был призыв воспитателя: "А теперь - все к столу!", и малыши бегут к большому столу в другой комнате - мамы достают принесенные с собой йогурты, яблоки, детские бутерброды, кто-то разводит смесь. Добрая и услужливая Лиз наливает чай или кофе для каждой мамы, идет непринужденная беседа. Что мне особенно понравилось - это непринужденная свободная атмосфера в течение всего времени нахождения в детском саду: если ребенок захотел пойти домой или выйти погулять на улицу, или зайти поиграть в здание, мама могла удовлетворить его потребность в этом, не принося никому неудобств или лишних беспокойств.

Отмечу, что этот детский сад был открыт всего три дня в неделю: понедельник, среду и пятницу. Это было очень удобно, так как нам с малышкой иногда хотелось погулять вдвоем или пойти в другой детский сад для мам, расположенный в другом конце нашего района, который работал в другие дни: вторник, среду и четверг. За эти четыре недели регулярного посещения детского сада с моей воспитанницей произошли очень хорошие перемены: она стала меньше стесняться, играя с незнакомыми детьми, чувствовала себя смелее и была активнее в новой обстановке, быстрее преодолевала психологический барьер в общении со сверстниками. У нее даже появилась первая подруга, которую она постоянно выделяла среди других детей. Малышка к концу четвертой недели уже с удовольствием пела некоторые знакомые ей детские песни вместе с остальными детьми. Напоследок хочу сказать, что и у меня появилась новая знакомая - молодая женщина из Ирана, мама одного маленького черноглазого малыша. Слабое знание норвежского языка, а также приезд в другую страну сблизили нас и дали возможность лучше узнать друг друга.

Хочу не забыть отметить, что каждая неделя в этом детском саду была посвящена формированию тех или иных практических навыков у детей. Лиз в начале месяца раздала мамам расписание тем занятий, где говорилось о том, что мы будем делать с детьми во время свободного времени до занятия по пению. В первую неделю она учила малышей рисовать пальчиковыми красками, вернее, каждая мама сидела рядом со своим ребенком, одетым в специальный непромокаемый халат и рисовала вместе с ним, и то дети принимали участие в этом занятии при условии, что малыш хотел это делать. Дети могли рисовать не только пальцами, но и кистью, краски были густыми и налиты в большие пластиковые стаканы. Мы с Вероникой нарисовали несколько удивительно красивых фантастических картин, а потом раскрасили чудесную картонную рамку для оформления наших "художественных произведений". На следующей неделе малыши учились сами делать бусы и браслеты из ярких бусин - это было нелегко! Но зато первые самодельные бусы стали ничем незаменимым украшением в наряде Вероники, а рамку из деревянной мозаики, которую мы клеили вдвоем, я взяла с собой.

Все эти яркие впечатления я привезла в Россию, они стали толчком к идее создания подобного христианского детского сада для мам при церкви. Уверена, что в районе, где расположена ваша церковь, живет достаточно молодых мам с маленькими детьми. Для них было бы большим и приятным сюрпризом посещение такого заведения, где они могли бы пообщаться с такими же мамами, а если среди них будут и христианки - то это будет просто замечательно!

Что особенно важно - больших человеческих ресурсов служение "Детский сад для мам " не требует - достаточно одного - двух человек для организации занятий с женщинами и их детьми. Часто в церкви уже есть оборудованные детские комнаты для занятий в воскресной школе, единственное, что необходимо - это качественная реклама и открытые церковные двери не только по воскресным утрам, но и в будни.

Буду рада, если кому-то эта идея придется по душе и не только я, но и многие другие женщины узнают прелести христианского детского сада для детей вместе с мамой.