Консультация возрастные особенности детей 4 5 лет. Консультация для родителей средней группы. Возрастные особенности детей. Навыки поддержания здоровья


-2190752686050возрастные особенности
детей 4-5 лет
возрастные особенности
детей 4-5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад село Фоки «Светлячок»

Подготовила
Горбунова Н.Н.
Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада. Они стали более покладистыми и послушными. В их поведении и деятельности появились новые черты, проявляющиеся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.
Возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными, разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной активности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому необходимо максимально насытить жизнь детей всевозможными подвижными занятиями: танцами, заданиями, хороводами, подвижными играми и т.д.
Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает высокая возбудимость. Если взрослые заметят перевозбуждение ребенка, то следует переключить внимание ребенка на более спокойные виды деятельности. Данный прием поможет ребенку быстро успокоиться и восстановить силы.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если годом ранее ребенку вполне хватало общения с игрушками, то в 4-5 лет он нуждается в контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.
Речевые контакты пятилетних дошкольников имеют большую длительность и активность. В детских садах воспитатели используют данную потребность детей и организовывают небольшие группы по интересам. Они помогают каждому ребенку научиться договариваться с товарищами, подбирать нужные игрушки и создавать необходимую обстановку. centerbottom00
Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах(совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, а с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т.д. он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различие и сходство. rightcenter
Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, взрослый широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей. Воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.
У детей 4-5 лет активно проявляется интерес к игре. Игра – это форма организации жизни детей. Активно развивается способность ребенка фантазировать, в результате данной деятельности в цепочку воображаемых событий дошкольником включается, как он сам, так и его родные и близкие. Взрослые могут грамотно применять возможности детей и направлять их в нравственное и познавательное русло. Такие возрастные особенности должны поддерживаться взрослыми, которые могут подыгрывать им, предлагать варианты сюжетного хода игры, оценивать поступки героев и т.д.
У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим.
В этом возрасте дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на одобрение или замечание часто реагируют остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Воспитателю необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь- подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.
Так как родители самые близкие и родные люди для ребенка, именно они должны играть основную роль в воспитании ребенка. Необходимо вместе с ребенком разбираться в сложных этических ситуациях. Если часто обвинять ребенка и наказывать за любой малейший поступок, то это вызовет у него ощущение вины, мстительность и страх перед наказанием. Все это служит причиной для образования неуверенности, отсутствия инициативы и развитие пассивности.
Особенность этого возраста еще и в том, что это заключительный период формирования характера ребенка. В данном возрасте все, что вы вкладывали в него, укоренится и исправить ошибки воспитания будет уже невозможно.
Что должен уметь ребенок 4-5 лет?Математика
Ребенок в возрасте от 4до 5 лет может уметь:
Ребенок может уметь определять расположение предметов справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник).
Ребенок может знать все цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше-меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Развитие речи
Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не толь ко родители.
Ребенок может понимать, чем отличается строение тела человека отстроения животных (называть их части тела: руки-лапы, ногти-когти, волосы-шерсть).
Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок-цветы, девочка-девочки).
Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко-круглое, желтое, сладкое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
Ребенок может понимать значение предлогов(в, на, над, под, перед, за и т.д)
Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессии.
Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
Ребенок может назвать свое имя, фамилию, сколько ему лет. Назвать город, в котором он живет.
Логическое мышление-Развитие Мышления, Памяти, ВниманияРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Окружающий мирРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Навыки обиходаРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.7. Ребенок может различать правую и левую руку.


Приложенные файлы

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 4– 5 лет»

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, дать рекомендации по воспитанию детей.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу. Мы замечаем в их поведении и деятельности много новых черт, которые проявились в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. Что же меняется в наших детях в возрасте 4-5 лет?

Игра.

Игра по-прежнему, ведущая деятельность дошкольника. В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.

Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения

Также появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Восприятие.

Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Разбирают и складывают трехсоставную и четырехсоставную матрешку, пирамидку, складывают разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Память.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Мышление.

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Примечательной особенностью детей является фантазирование. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Внимание.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная. интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь.

Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Используют обобщенные слова, называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации.

Общение со взрослыми и сверстниками.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Нередко ребенок многократно обращается с одним и тем же вопросом к взрослому, чтобы докопаться до волнующей его темы. У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, о чем говорят многочисленные жалобы воспитателю, о том, что кто-то делает что-то не правильно или не выполняет какое-то требование. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

Активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Характерна избирательность в общении, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.

В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, что оказывает влияние на развитие образа Я ребенка.

Эмоциональная сфера.

Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности.

Детские страхи.

В возрасте 4-5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, ранимости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Что мы можем сделать для поддержки и полноценного развития ребенка в этом возрасте?

    Уделяйте время для познавательных бесед с ребенком. Читайте им познавательную литературу. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос:"Почему? "Ему очень интересно познавать окружающий мир, обсуждать с Вами увиденное, слушать Ваши рассказы о морях и океанах, животных, истории из жизни людей.

    Отвечая на вопросы детей, не пытайтесь объяснить все научно. Постарайтесь формулировать мысль более простым языком. Например, на вопрос ребенка о том, почему бывает гроза, вы не говорите о статическом электричестве, достаточно сказать, что тучи столкнулись друг с другом.

    Дети этого возраста обожают наряжаться переодеваться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше одежды и всяких предметов. Дети с удовольствием перевоплащаются, играют роли, представляя себя врачом, артистом, певцом. Изображают пение, танцуют, лечат друг друга.

    Сверстник становится интересен как партнер по играм. Участие взрослого полезно, если дети сами его приглашают в игру или добровольно соглашаются на его участие. Сюжет и ход игры дети определяют сами, а так же распределяют роли. Это плюс игры, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность.

    В этом возрасте дети обожают путешествовать. Побольше гуляйте с ними за пределами садика. Водите в интересные места.

    После 4 лет ребенок начинает интересоваться буквами, цифрами. Но не загружайте сильно ребенка. Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом.

Памятка для родителей

Родитель – пример для подражания.

Важно!

Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший! ») .

Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.

Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.

Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.

Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.

Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.

Нельзя!

Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты – плохой).

Отдалять от себя ребенка.

Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.

Оставлять вопросы детей без ответа.

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 4-5 лет».

«Возраст «почемучек».

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, ориентировка в внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз) . Зрительное восприятие часто становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. В этом возрасте формируется умение рассматривать предметы.

Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию - сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (геометрических форм, цветов спектра, величину, вес, температуру, свойство поверхности и др.). Здесь очень важно как можно больше играть с ребенком. Идете по улице и называете, каким цветом проехала машина, какой формы дом, какой снег на ощупь и т. д.

Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности : манипуляций с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной и т. д.

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствуют осмысленному восприятию.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений, сказок. Однако ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.

Здесь особо следует выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка. Это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра. Поэтому как можно больше общайтесь со своим ребенком, читайте ему книжки, рассказывайте стихи.

Мышление в этом возрасте отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит.

Дети легко теряют цель. Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления : дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали.

Речь начинает выполнять контролирующую функцию

Развитие речи идет в нескольких направлениях :

Совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;

Речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания, индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.

ВАЖНО

Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями; побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением.

Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан; учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением и приспосабливать вещи для разных нужд.

Средний дошкольный возраст - это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребенка, ответственные за его произвольное моральное поведение. В этом возрасте формирование личного отношения к соблюдению моральных норм выходит на первый план.

В этом возрасте ребенок слушает мнение других людей. Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам («Хороший всегда поступает правильно, а плохой - плохо» ).

К пяти годам ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения : «Если я сделаю плохо другому, то будет грустно и неприятно ему и мне; если я поступлю хорошо - нам обоим будет радостно». У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «девочки играют в куклы, а мальчики в машины» и др.) .

Детям важно не быть носителем плохих качеств (они часто говорят : «Я не жадный» , а не «Я добрый» ). Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть только в случае накопленного ребенком положительного опыта, когда ему есть, что терять. Если же ребенок не накопил положительных переживаний, не испытал гордости по этому поводу, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно» .

В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами «ты должен» . Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Взрослый должен объяснить, почему и что «мы сейчас должны» .

ВАЖНО

Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние (Я рассердилась, потому что ты капризничаешь) .

«Я - хороший!» ).

Особенности возраста

Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

Повышенная познавательная активность.

Умение подчинять свое поведение правилам в игре.

Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

Появление осознанности собственных действий.

Новообразования

Контролирующая функция речи.

Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

Появление элементов произвольности.

Появление внеситуативно - личностной формы общения со взрослым.

Цели и задачи для взрослых

1. Создавать условия для развития творческого воображения.

2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

3. Создавать условия для проявление познавательной активности.

4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Родитель - пример для подражания.

Важно!

Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я - хороший!» ).

Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.

Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.

Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.

Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.

Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.

Нельзя!

Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты - плохой).

Отдалять от себя ребенка.

Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.

Оставлять вопросы детей без ответа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности

детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности . Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления . Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности . Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения . Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками . У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность , которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам, как его родителям, важно:

  • Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
  • По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
  • Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
  • Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
  • Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
  • Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
  • Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
  • Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

Ребенку уже исполнилось четыре года.

Убедитесь, что:

Рост стал 102 см и увеличился на 4 — 5 см;

Вес стал 16 кг и увеличился на 1 — 2 кг.

Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выявить «ранимые места» в его организме на этом возрастном этапе и учитывать это.

Тело ребенка изменило пропорции, активно идет формирование осанки, закладываются походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц, поддерживающих скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последние, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.

Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребенка, особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

Навыки поддержания здоровья

К пяти годам ребенок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он учится технике обработки своего тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.

Но ему еще трудно, и он еще учится:

Чистить зубы;

Расчесывать волосы;

Полоскать горло.

И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

Изменения в сознании детей

Идет бурный расцвет фантазии, воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать истории о том, что они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это называть ложью. Это очень обидно для ребенка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами.

Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки — спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребенка во лжи.

На пятом году жизни у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Дети этого возраста способны знакомиться с предметами, выходящими за пределы их опыта и восприятия.

Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и недоверчивое отношение к акулам и т. д.

Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства. Дети очень чутки к искренности Вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души Вы не любите животных, Вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у Вас самих.

Если в этом году мы не сможем заложить у детей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети пяти лет активно воспринимают все, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

И еще одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически. Например, не следует касаться таких невидимых сфер, как социальные отношения. Конечно, если ребенок задает вопрос, ответить на него необходимо, но как можно проще и понятнее для ребенка.

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребенка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребенка рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

Мышление ребенка после четырех лет становится речевым. Если у малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в предметную практическую деятельность, теперь он протекает преимущественно в уме.

Совершенствуется способность классифицировать.

Ребенок активно осваивает операции счета в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково- символическая функция.

В этом возрасте у ребенка проявляется принципиально новая способность сочувствовать вымышленным персонажам, героям сказок. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

К четырем годам речь ребенка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по два—пять человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

Уровень развития речи детей 4-5 лет

Четыре года

1. Словарный запас достигает 2000 слов.

2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения (посуда — чайная и столовая, машины — грузовые и легковые, люди — мужчины и женщины и т. п.).

3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

4. Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р,

7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений.

Пять лет

1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

2. Начинает формироваться внутренняя речь — свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.

4. Возможны ошибки при построении сложных предложений.

5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.

6. Появляется способность к выделению звука из слова, т. е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.

7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.