Научить есть ложкой. Как научить ребенка есть ложкой

Навык самостоятельно есть ложкой, говорит уже о взрослении ребёнка и умении обслуживать самого себя. Как прийти к этому? Как научить ребёнка есть самостоятельно ложкой?

Сначала все родители кормят своих детей из ложки, и в определённый момент это является нормой, но на пути к взрослению необходимо получать новые бытовые навыки.

Будьте готовы к тому, что подобная проблема не решается на раз. Необходимо запастись терпением и быть готовой к тому, что всё вокруг, сам малыш, комната и даже вы будете в каше или кусочках другой пищи. Само кормление тоже будет занимать намного больше времени.

Решить проблему, как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно, помогут несколько полезных рекомендаций:

  • Дайте ребёнку десертную ложку или специальную округлую детскую ложку с не скользкой ручкой и удобным захватом. Сначала помогайте ему своей рукой, зачерпывая ею пищу и отправляя её в рот крохе.
  • Учтите, что на первых порах держать ложку ребёнок будет в крепко зажатом кулачке, это объясняется не его упрямством, а тем, что его моторика ещё не до такой степени развита, чтобы брать столовые приборы правильно.
  • Начинайте обучение с его любимых блюд. Лучше начинать учить со второго, пища должна быть густой, суп пить из ложки сложнее.
  • Дождитесь, когда малыш будет действительно чувствовать голод.
  • Повяжите малышу нагрудник (слюнявчик, фартук), но приготовьтесь, что когда ребёнок начинает есть сам ложкой, и стол, и стульчик и всё вокруг будет в еде.
  • Не ругайте ребёнка, если он не аккуратен (что вероятнее всего), это только начало.
  • Хвалите малыша, видя, как он ест сам, даже если не очень получается.
  • Не торопите кроху в процессе еды, он может подавиться.
  • Сначала вам придётся следить за тем, как проходит процесс кормления. Можно есть вместе с малышом, показывая своим поведением ему пример.
  • Будьте готовы к тому, что ваш малыш может быстро устать орудовать непривычным для него предметом, в этом случае нужно докормить его.
  • Можно предложить малышу действовать ложкой по очереди. Одну ложку он кладёт себе в рот сам, а следующую - его мама.
Помните, что чем дольше вы опекаете малыша, тем медленнее он учится быть самостоятельным. Понятно, что покормить его ложкой, значит, справиться с обедом гораздо быстрее и не перемывать потом пол, и не переодевать кроху, но самостоятельности ребёнку подобное решение никогда не прибавит.

Он начал есть ложкой, а на следующий день всё забыл? Может быть и такое. Не пугайтесь и не злитесь, а начинайте всё сначала. Если ребёнок в плохом настроении, плохо себя чувствует или у него режутся зубы, не настаивайте, а помогите ему.

Не кормите кроху перед телевизором или вместе с игрушками. Вы формируете его пищевое поведение, отучить от вредных привычек потом будет очень и очень трудно. Не забывайте об этикете за столом. Приготовьте салфетки, которые понадобятся вам не только после еды, но и в её процессе. Позже малыш поймет, для чего они нужны, и будет пользоваться ими самостоятельно.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.


    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!


    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.


    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.


    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.


    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.



    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.


    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.


    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

    В возрасте около года почти все дети начинают проявлять первые попытки самостоятельности, в частности, это касается еды. Перевернутая тарелка, каша на полу, суп на потолке, пюре на ушах или на затылке – такая картина знакома каждой маме. Стоит ей на секунду отвернуться, как любимое чадо тут же влезет обеими руками в тарелку, чтобы попробовать любимую еду наощупь. Как научить ребенка кушать самостоятельно и не потерять остатки и без того ограниченного терпения?

    Пять правил, которые нужно знать каждой маме

    Важно понять, когда можно дать ребенку ложку и начать учить кушать самостоятельно. Даже если малыш не проявляет стремления обходиться без маминой помощи, в возрасте около года-полутора стоит заняться этим вопросом.
    Многолетний опыт показывает, что есть ряд правил или хитростей, как вам будет угодно, соблюдая которые, маме удастся быстро и почти безболезненно научить ребенка владеть столовыми приборами.

    Правило первое: голод – не тетка

    Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод и ему будет не до игрушек, развлечений и исследований. На голодный желудок особо не разгуляешься, поэтому давать ребенку ложку лучше тогда, когда он хочет есть. Для начала вложите ложку в руку малышу и помогите ему своей рукой. Потом, когда он станет более самостоятельным, старайтесь, как можно реже принимать участие в его кормлении.

    Правило второе: с едой играть нельзя!

    Как только малыш насытится, он начнет пробовать еду пальцами наощупь, размазывать по лицу, столу, стенам, кидать на пол. В такие моменты тарелку и ложку лучше всего убирать, иначе в дальнейшем ребенок не будет понимать разницу между играми и едой.

    Правило третье: не идите против природы!

    Никогда не настаивайте на том, что хлеб надо держать левой рукой, а ложку – правой. До трех лет вполне нормально стремление ребенка пытаться кушать как правой, так и левой рукой, в этом нет ничего страшного. К тому же если ваш ребенок левша, то, переучивая его на правую руку, вы только спутаете работу его мозга, что в дальнейшем может сказаться и на развитии. Не идите против природы, оставьте левшу левшой.

    Правило четвертое: о вкусной и красивой пище

    Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах. Не важно, будь то картошка, каша или котлета – дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку. Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.

    Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов – все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.

    Правило пятое: берегите нервы!

    Многие люди с детства приучены к чистоте и испытывают почти физический дискомфорт от окружающего их бардака. Смиритесь с тем, что пока ребенок будет учиться кушать самостоятельно, на вашей кухне (или в столовой) будет не очень-то чисто. Бороться с этим можно и нужно, но главное не переусердствовать. Не стоит вытирать каждую пролитую мимо рта каплю, дайте ребенку спокойно доесть, а потом займитесь уборкой и лучше всего вместе с ним, тогда он будет знать, что за собой нужно убирать, а еще лучше – стараться не пачкать. В каком возрасте надо приучать малышу к уборке? Лучше всего с самого начала – тогда стремление к чистоте будет у него в крови. В любом случае воспитывать всегда проще, чем потом перевоспитывать.

    В теплом помещении можно обойтись без слюнявчиков, если посадить малыша кушать голышом. Заметьте, голый живот вытереть куда проще, чем стирать ежедневно гору испачканного белья. В прохладное время года можно надеть на малыша специальную клеенчатую курточку с уже вшитым в нее слюнявчиком – они продаются почти во всех детских магазинах, легко стираются, быстро сохнут и значительно облегчают маме жизнь.

    До чего дошел прогресс!

    Помимо слюнявчиков существует огромное количество всяких приспособлений для обучения малыша самостоятельному приему пищи. Особые пластмассовые вилки и ложки с изогнутыми ручками сделаны специально под детский захват. С такими приборами малышам проще научиться, не расплескивая, доносить полную ложку до рта. Пластиковые слюнявчики с поддоном, в который падает выроненная или выплюнутая еда позволяют избежать многократного ежедневного мытья полов и стульев. Специальные поильники с дырочками или с трубочками помогут вам научить малыша пить из чашки, не опрокидывая ее содержимое на себя. Пластмассовая посуда выдержит многократные падения, специальные термотарелки не дадут еде остыть, когда малыш долго кушает; а тарелки с присосками вообще не так-то легко сдвинуть с места, не то чтобы кидаться ими в окружающих.

    Однако наши мамы как-то обходились без всех этих приспособлений, и мы с вами без потерь научились вести себя за столом. Дело в том, что на практике все сугубо индивидуально. Каждой маме придется проявить свой талант и недюжинное терпение, прежде чем она найдет подход к любимому малышу и научит его, как следует вести себя за столом.

    «Еду, которую можно есть, держа в руке, я начала давать Илюше тогда, когда он потянул погремушки в рот – месяца в 4. В полгода, когда появились первые зубки, давала кусочек мягкой груши, сушки, хлеб. Грыз очень уверенно. Когда кормила пюре, специально капала капельку на стол, чтобы наигрался с едой. В 11 месяцев он потребовал в ультимативной форме дать ему ложку. Пришлось дать. Теперь едим двумя ложками – одна у него, одна у меня. Самое удивительное, что он не балуется, а целенаправленно макает ложку в еду и несет в рот. Проливает, конечно, а то, что уронил, сам берет пальчиками и складывает в тарелку обратно. Когда ему надоедает, он бросает ложку на пол. Тогда я ложку убираю и больше не даю. Баловство с едой пресекаю сразу – лужи вытираю, не даю шлепать ложкой по супу.

    Дочка Алина постигала науку примерно так же, но я давала ей вволю посвинячить. Раздевала до памперса во время еды, потом отмывала в ванной. Летом, когда была жара, кормила прямо в ванной, только там у нее и появлялся аппетит, в прохладной водичке. А вообще мои дети в плане еды сильно отличаются – дочь малоежка, всегда ела без аппетита, поэтому я и давала ей наиграться с едой. У сына аппетит очень хороший, он ест только чтобы наесться.

    Изогнутые ложки у нас не прижились – неудобно, мелкие, кривые, заточены только под одну руку, а мои дети хотели кушать то правой, то левой рукой. Пластиковые нагрудники тоже – жесткие. Так что я использую обычные слюнявчики».
    Ольга, Московская область

    «Ника просто захотела кушать самостоятельно. Мол, она уже большая девочка, хотя ей был всего год. Каша на голове, на стенах, на полу и везде, где только можно! Но надо перетерпеть этот момент, чтоб не отбить у малыша желание кушать самостоятельно. Ели мы простой чайной ложкой, без изысков. Сейчас Нике три с половиной года и проблем с едой у нас нет. Хотя иногда она просто ленится».
    Лиза, Москва

    «Настя стала брать в руки ложку с 11 месяцев, сначала просто играла с ней, а потом поняла, что нужно окунать ее в тарелку и нести в рот. Сейчас ей год и мы едим в две руки. Конечно, от каши на полу и занавесках никуда не деться, придется запастись терпением, просто я объясняю дочери, что баловаться с едой нельзя и если она уж очень расшалится, то просто забираю у нее ложку. Едим в обычном слюнявчике, детской пластиковой ложкой из пластмассовой тарелочки, но я уже подумываю о тарелочке на присоске».
    Татьяна, Нижегородская область

    О хороших манерах…

    К хорошим манерам приучать малыша нужно с двух-трех лет. Многое из того, что было позволено раньше, должно уйти в небытие. Дурные привычки искоренить куда сложнее, чем сразу научить ребенка хорошим манерам – это факт. Однако не следует наказывать малыша за огрехи, ему это будет непонятно. Нужно мягко, но настойчиво день за днем объяснять ему, как себя вести за столом – капля камень точит. Конечно, учиться владеть ножом и вилкой в этом возрасте еще рано, но простые правила поведения он уже сможет соблюдать. Главное – все доступно объяснять. Нельзя играть с едой, нельзя выплевывать ее обратно, все, что попало в рот должно быть съедено, после еды нужно вытирать рот салфеткой, а перед едой – мыть руки с мылом.

    Аккуратность – вопрос времени. Смиритесь с тем, что поначалу кухня после завтрака, обеда, полдника и ужина будет выглядеть, как бранное поле после битвы супа с компотом. Со временем это пройдет. И помните еще одно важное правило – инициатива НЕНАКАЗУЕМА! И если ваш ребенок проявил желание кушать самостоятельно, то вам, дорогие мамы, пора покинуть эту сцену. Главный герой на ней теперь ваш малыш.

    Татьяна Пивоварова
    Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно держать ложку». Младшая группа

    Для детей-дошкольников действия с предметами (и с ложкой в том числе ) очень важны, так как направлены на развитие мыслительной деятельности ребенка , и тесно связаны и с развитием речи ребенка . Умение правильно держать ложку говорит и о становлении ручной умелости ребенка , развитии мелкой моторики рук, координации движений пальцев. И если сначала все малыши держат ложку в кулачке , то после 2.5-3 лет нужно учить ребенка держать ложку правильно . Нужно будет проявить упорство и терпение, так как сначала для ребёнка пользование ложкой – это процесс , требующий концентрации, усилий, координации движений, и только потом вырабатывается автоматизм движения.

    Сначала показываем ребенку , как держать ложку правильно : чуть пониже широкой части ручки тремя пальцами - большим, указательным и средним. Важно следить, чтобы ребенок держал ложку в «правильной » руке, т. е. если он правша – в правой , а если левша – в левой.

    Есть несколько простых приемов, чтобы ребенок сложил пальчики правильно :

    Говорим ребенку , что мы «держим ложку в клювике » (между большим и указательным пальцем) ;

    Предложить «сложить пальцы пистолетом» и взять ложку ;

    - «как фиксики» . 3 пальца вверх, как они, "тыдыщ!". Опустили. Зажали.

    - «положим ложку спать » . и пальцы «идут за матрас одеяло и подушку» ;

    Предложить взять ложку в «щепотку» - ребенка насмешит это забавное слово;

    Дать «чудо салфетку» . Отрываем кусочек от обычной салфетки и зажимаем мизинцем и безымянным к ладони, и три оставшихся пальца сами собой правильно берут и ложку и карандаш ;

    Просто постоянно вкладывать ложку в ручку правильно ;

    Постоянно закреплять собственным примером : «возьми ложку как большой , как взрослый» ;

    Чтение соответствующих стихов, потешек. Например :

    Алеша плохо держит ложку –

    Все учат за столом Алешку.

    Павлуша говорит : "Не так!

    Зачем ты взял ее в кулак?

    Ты за конец ее возьми,

    Вот этим пальчиком прижми"

    Пыхтит Алеша, сердится.

    Ложка в пальцах вертится .

    И вдруг он взял ее как надо.

    И папа рад, и мама рада.

    Кричит Павлуша : "Молодец!

    Он научился , наконец!"

    (А. Кардашова)

    Можно использовать игры на развитие мелкой моторик : перекладывание ложкой бусинок из одной емкости в другую, пересыпание круп, вылавливание ложкой мелких шариков из воды, нанесение ложкой или вилкой узоров на цветном тесте.

    Когда ребенок научится правильно держать ложку , следует приучать его правильно зачерпывать пищу и правильно есть с ложки , нести ложку с правильным наклоном . Нужно подчеркнуть, что ложка заносится в рот не боком, а сужающейся передней частью «как лодочка заплывает» .

    Важно, чтобы столовые приборы хорошо лежали в руке малыша.

    (использован опыт коллег из сообщества «Злой Воспитатель» в социальной сети «В Контакте» (Ю. Прохожева, А. Флаум, Г. Клюшонок, М. Москвина, Ю. Варварица)

    Публикации по теме:

    Как научить ребенка говорить правильно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти. Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов.

    Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

    Консультация для родителей «Как научить ребенка не обижать других» Когда малыши начинают ходить и встречаться со сверстниками в разных ситуациях, они могут обижать других детей без какого-либо злого умысла.

    Консультация для родителей «Как научить ребенка постоять за себя» Консультация для родителей Тема: «Как научить ребенка постоять за себя» Этот вопрос волнует и мам, но пап, наверное, все-таки больше.

    Консультация для родителей «Как научить ребенка счету» Консультация для родителей: Как научить ребенка счету Детей необходимо учить цифрам по двум важным причинам. Первая из них заключается.

    Консультация для родителей «Как правильно научить ребенка ПДД» Консультация для родителей Родителям - как правильно научить ребенка ПДД Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали.

    Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?» Консультация для родителей на тему: “Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?” На первый взгляд легко. Надо только познакомить.

    Екатерина Ракитина

    Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

    Время на чтение: 6 минут

    А А

    Последнее обновление статьи: 27.03.2019

    Малыш растет, и родители с гордостью наблюдают, как изо дня в день он становится все активнее и самостоятельнее. Ребенок все хочет попробовать сделать без помощи взрослых - хватает бутылочку и пьет из нее, достает свои любимые игрушки из корзинки и затем кидает их обратно.

    Также первые попытки самостоятельности касаются и процесса еды. Сброшенная тарелка с супом, размазанная каша, пюре на голове, одежде и руках - такие картины мама видит каждый день.

    Конечно, молодые родители теряют терпение от постоянных переодеваний и стирки вещей ребенка, и поэтому стремятся научить ребенка кушать самостоятельно. В большинстве случаев дети с радостью хватают ложечку и стараются подражать взрослым - зачерпывают ею кашу и несут ко рту. А иногда процесс самостоятельно есть ложкой у малыша может затянуться, к большому недоумению и сожалению взрослых.

    Первые результативные попытки кушать самостоятельно карапуз демонстрирует в возрасте 1 года, к 1,5 годам обычно все дети относительно аккуратно кушают ложкой.

    Специалисты советуют приучать малышей к ложке после 10 месяцев, однако не сильно надеясь на успех.

    Какую ложечку следует выбрать для крохи?

    Один из важнейших вопросов в процессе учебы, какой ложке отдать предпочтение? Обычно используют следующие виды: серебряные, специальные резиновые, анатомические либо чайные. Все хороши по-своему и каждая имеет свои недостатки, но как показывает практика, лучше всего приучить ребенка кушать самостоятельно с помощью пластмассовой ложки. Такие ложечки легкие, компактные, яркие и красочные. Когда кроха видит яркую ложку, он воспринимает ее как объект игры, и с удовольствием будет пытаться есть такой ложечкой.

    Когда детки становятся постарше специалисты советуют выбирать им обычные столовые ложки, сделанные из железа.

    Конечно, существует немало советов от бабушек и подруг, правил и рекомендаций в специальной литературе, а также видео, размещенное в интернете, как научить есть ребенка самостоятельно. Но самое главное, каждая мама должна запомнить: все дети разные, графики развития и познания окружающего мира у малышей индивидуальные.

    Поэтому, в своих попытках научить чадо есть самостоятельно все мамы должны запастись терпением. Сегодня ребенок кидает ложечку или балуется с ней, а завтра уже уверенно держит ее в руках и делает первые успехи. Все мамы должны стараться проявить свой талант и вооружиться упорством и терпением, прежде чем она подберет подход к малышу и сможет научить его кушать правильно.

    Отличным стимулом взять ложку в руки и попытаться кушать без посторонней помощи - это присутствие за обеденным столом всей семьи. Взрослые должны с пониманием относится к долгому приему пищи, ведь зачастую совместные обеды для маленьких детей - это не утоление голода, а время, когда можно поиграть и пообщаться с близкими людьми. Также можно разумно позволять малышу есть с тарелок родителей, если при этом он пользуется ложкой.

    Часто бывает так, что наука приучения карапуза к ложке, не всегда простая и легкая. Можно потихоньку взять маленькую ручку вместе с ложечкой в свою руку и легонько направлять ко рту малыша. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка и ставить его в какие-либо рамки.

    Специалисты по питанию давно доказали, что любое насилие во время приема пищи негативно влияет на пищеварение и психику человека, особенно детей.

    Важно приучать ребенка к ложке тогда, когда ребенок действительно голоден и хочет кушать. В желании утолить свой голод ему будет не до баловства с едой, и голодное состояние станет неплохим стимулом научиться есть ложкой.

    Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу. Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой.

    Есть ложкой лучше всего ребенка могут научить его любимые блюда, которые неизменно вызывают его особый восторг и интерес. Немаловажный момент - это консистенция приготовленного блюда. Кушанье должно легко зачерпываться ложкой, не быть слишком жидким либо твердым. Соответственно, это могут быть каши, густые супы, детский творожок.

    Существенным в учебе будет являться соблюдение режима кормления. Даже если кроха еще не совсем умеет использовать ложку, следует ее сразу давать ему в ручки, как только он усаживается за стол.

    Опытные мамы практикуют такой способ учебы обращения с ложкой как еда «в две ложки». Одна ложка находится в ручке у малыша и он пытается кушать в меру своих возможностей, а другой аккуратно его кормит мама.

    Почти все педиатры, выпустившие книги об уходе за ребенком, в том числе доктор Комаровский, подчеркивают, что вначале, когда ребенок еще только изучает такой предмет, как ложка, маме следует кормить его основным блюдом самой. Ну а вкусненький десерт можно предложить попробовать съесть самостоятельно. Особенно, это касается тех мам, которые переживают, что после самостоятельного использования ложки ребенок останется голодным.

    Также разнообразные популярные методики воспитания детей (методики Монтессори, Домана и другие) доказательно аргументируют, что ребенку необходимо предоставлять свободу и выбор действий. Поэтому, когда взрослые навязывают ложку вопреки желанию крохи, то это может привести к увеличению периода привыкания к ней.

    Аккуратность и хорошие манеры за столом

    Вначале о хороших манерах и аккуратности ребенка за столом можно не вспоминать, процесс освоения самостоятельной еды не способствует их развитию. Начиная с 2-3 летнего возраста мама должна потихоньку учить чадо как вести себя за столом, мягко и терпеливо объяснять, какое поведение за столом допустимо, а какое нет.Запомните, аккуратность и хорошие манеры — это вопрос времени. Научить этому вполне можно.