Развитие ребенка в девятый месяц жизни. Физическое и эмоциональное развитие девятимесячного ребенка Ребенок все 9 месяцев

Содержание:

Самым сложным периодом в развитии малыша считается первое полугодие жизни, по истечении этого срока устанавливается определенный режим, стабилизирующий ситуацию. Возраст 9 месяцев – это очень интересная пора, ведь малыш уже больше времени проводит вне сна, он осознанно лепечет и может жестами и звуками показать, что его интересует.

В возрасте 9 месяцев особых изменений в телосложении не будет. Все органы малыша уже практически полностью сформированы и функционируют в полном режиме. Этот месяц принесет прибавку в весе около 500 грамм, но если этот показатель несколько меньше или больше, не стоит волноваться, ведь каждый ребенок индивидуален. Чрезмерно активные малыши набирают меньше веса, а спокойные детки могут быть немного крупными. Однако слишком большой перебор веса может быть предвестником нарушения обмена веществ, поэтому регулярно следует проходить стандартный медицинский осмотр для предотвращения побочных явлений. Что касается роста, то норма — прибавка на 1-2 см.

На данном этапе мышцы конечностей уже довольно окрепли, поэтому кроха без труда способен самостоятельно приподниматься из положения на спине и укладываться обратно. Именно сейчас большинство малышей пытаются в первый раз без помощи встать на ножки. Опорой может служить манеж, спинка кресла или дивана, ребенок крепко держится за опору и понемногу встает. Довольно часто после первого поднятия ребенок может плакать, это вовсе не означает, что ему больно стоять на ногах, просто он не может сам присесть обратно, что вызывает у крохи панику. Важно своевременно помочь малышу усесться и успокоить его, еще пара попыток – и маленький исследователь научится все делать без вашей помощи.

Развитие мелкой моторики к 9 месяцу практически завершено. Ребенок уверенно берет игрушки обеими руками, способен выбирать из нескольких мелких предметов интересующую его вещь. Сейчас ребенок может ползать в разных направлениях, самостоятельно разворачивается, умеет складывать и раскладывать игрушки, а также любит прятаться.

Растущему организму в 9 месяцев уже недостаточно одного материнского молочка, поэтому в рационе малыша обязательно должны присутствовать такие продукты, как:

  • каши – гречка, рис, овсянка, манка;
  • овощи – капуста, кабачок, морковь, свекла, картофель;
  • фрукты – яблоко, бананы, цитрусы (в небольшом количестве), абрикосы;
  • мясо – говядина, кролик, курица;
  • молочные продукты – кефир, йогурт, молочные коктейли.

Вообще, в 9 месяцев ограничений в плане продуктов уже немного: не стоит предлагать ребенку копченые, соленые и жареные блюда, также стоит ограничить прием аллергенных продуктов, все остальное можно пробовать понемногу.



Развитие нервной системы новорожденного еще не завершено, поэтому малыш может капризничать по поводу и без, но оставлять без внимания плач ребенка ни в коем случае нельзя, ведь таким образом кроха показывает вам свое недовольство, и очень расстраивается, когда вы не реагируете . Но, при этом чрезмерно баловать маленького капризулю тоже не следует, поскольку, привыкнув к рукам и бесконечному вниманию, его будет сложно приучить играть самостоятельно.

Для девятимесячного рубежа характерно активное развитие разговорных навыков, малыш произносит многочисленные слоги, а самые развитые уже могут говорить отдельные слова. Чтобы помочь крохе разговориться, в это время стоит больше читать, рассказывать крохе стихи, петь песенки и как можно чаще привлекать его к разговору, к примеру, спрашивать, какая кофточка ему нравится: красная или синяя, какую игрушку вы возьмете на улицу: медвежонка или зайчика и т.д.

9 месяцев – оптимальное время для знакомства ребенка с разными видами животных. Как правило, малыши быстро запоминают названия зверей, а также подражают им, повторяя соответствующие звуки. В этом помогут красочные книжки и электронные плакаты. К этому возрасту дети уже способны складывать несложные пазлы, поэтому можно предложить крохе детское лото или мягкие кубики с рисунками.

Так как большинство малышей в таком возрасте уже самостоятельно ползают по квартире, сейчас стоит объяснить крохе такие понятия, как «Горячо!» и «Опасно!». На кухне наглядно покажите ему, что дотрагиваться к плите и открывать двери самостоятельно нельзя. Дайте легонько попробовать прикоснуться к горячим и холодным предметам, чтобы кроха сам понял, насколько это неприятно. Внимательно отнеситесь к хранению химических веществ — спрячьте порошки и моющие средства в зоне, недосягаемой для ребенка, уберите косметику и парфюм из доступных мест.



В возрасте 9 месяцев малышу можно предложить самые разнообразные игрушки. Особым успехом пользуются:

  • мягкие и твердые кубики, а также пирамидки – с их помощью ребенок начинает строить свои первые конструкции;
  • музыкальные игрушки – телефон, микрофон, музыкальные инструменты;
  • набор посуды: помимо игрушек сейчас у крохи уже должна быть своя тарелка, чашка и ложка – это поможет быстрее приучить ребенка кушать взрослую пищу;
  • мячики: большие и маленькие, резиновые и поролоновые, однотонные и разноцветные – такие игрушки помогают не просто развивать моторику рук, но еще и позволят в игровой форме выучить цвета.

Выбирая новые в 9 месяцев, обратите внимание на их качество и внешний вид. Категорически запрещены предметы с мелкими и острыми деталями, поскольку ребенок старательно тянет все в рот и может подавиться или порезаться.

Активные игры с малышом такого возраста могут быть самыми разнообразными: детки любят подкидывания, перевороты, прыжки. Сейчас стоит разбавить обычные упражнения специальными гимнастическими снарядами – мячами, палками, кольцами и перекладинами. Это поможет развитию мышц и укрепит конечности. Поддерживая малыша под мышки, можно предложить ему подтянуться – вы удивитесь, но в большинстве случаев кроха в 9 месяцев без труда справится с этой задачей. Главное, при физических нагрузках не переусердствовать, пусть занятия физкультурой приносят вам и малышу только радостные моменты, тогда ваш ребенок и в дальнейшем будет с удовольствием заниматься спортом.

В этой статье:

Развитие девятимесячного малыша открывает перед родителями широкие возможности для игр и занятий с ним. Кроха становится более самостоятельным, внимательным, наблюдательным. С ним можно бывать в гостях, отправляться в путешествие. В этом возрасте малыши осваивают много нового, постепенно привыкают к меню почти взрослого стола, меньше спят и больше двигаются.

Во время бодрствования для 9-месячного малыша является очень важным иметь возможность для познавательной деятельности и игр, поэтому родителям нужно будет подумать о том, как обезопасить кроху без принудительного ограничения его передвижения по дому или на прогулке.

Особенности физического развития малыша

Для 9-месячного ребенка, развитие которого идет своим чередом, нормальными считаются следующим показатели: рост - от 72 до 74 см, вес - от 8900 до 9300 г. Естественно, что возможны отклонения от нормы в ту или другую сторону, что может быть связано с особенностями малыша, его генетической предрасположенностью, питанием и рядом других факторов.

В 9 месяцев малыш уже многое умеет и продолжает закреплять ранее приобретенные навыки. Так, например, практически все детки в это время умеют уверенно сидеть, причем садятся они самостоятельно из разного положения – как стоя, так и лежа. Кроме того, нормой для 9-месячного ребенка считается умение ползать.

Как правило, мышечный корсет и позвоночник уже достаточно крепкие в это время для того, чтобы выдержать нагрузки не только во время ползания, но и во время попыток малыша встать на ножки и делать первые шаги.

Обычно для 9-месячного ребенка, физическое развитие которого соответствует его возрасту, вполне нормальным является большую часть времени в часы бодрствования исследовать территорию всеми доступными для него способами.

Малыши пробуют ползать, периодически вставая и передвигаясь на небольшие расстояния вдоль стен, опускаются, чтобы поднять игрушку, часто падают из-за пока не совершенной координации.

Родителям нужно будет позаботиться о том, чтобы занять малыша в такие моменты, направив его неиссякаемую энергию в нужное русло.

Режим ребенка в 9 месяцев

По сравнению с прошлым месяцем существенных изменений в режиме 9-месячного ребенка не происходит. Малыш по-прежнему рано встает, около 7 утра, и ложится вечером спать не позднее 22 часов. Кроха находится на пятиразовом кормлении, днем продолжает спать по несколько раз на протяжении 1,5-2 часов.

Родители, планируя режим дня для 9-месячного ребенка, должны учитывать его индивидуальные особенности, не заставляя ложиться спать вечером раньше, чем он
будет к этому готов, и не настаивая на трехразовом дневном сне, если крохе достаточно двух раз.

Развитие малыша в этом возрасте позволяет ему бодрствовать на протяжении нескольких часов, а иногда и больше. В период бодрствования кроха не капризничает и не плачет. Он с удовольствием играет, исследует территорию квартиры, общается с родителями, слушает музыку и даже танцует! Чтобы увлечь малыша в это время, родители могут попробовать позаниматься с ним гимнастикой или развивающими играми.

Для 9-месячного малыша очень важно ежедневно по несколько раз бывать на улице. Самый оптимальный вариант - это прогулка до обеда и после сна вечером. Во время прогулок малыши с большим удовольствием наблюдают за всем, что их окружают, делают попытки ходить за ручку с родителями, контактировать с другими детьми.

Купать малышей в этом возрасте можно не каждый день, если на улице прохладно, но ежедневно, если за окном лето и жара. Чтобы малыш вечером лучше засыпал, можно придумать какой-то особенный ритуал, который поможет ему настроиться на сон. Это может быть колыбельная, сказка, легкий массаж или даже покачивания.

Питание крохи в 9 месяцев

В 9 месяцев дети едят 5 раз в день, по-прежнему многие из них получают грудное молоко перед сном. В рационе 9-месячного крохи
появляется все больше новых продуктов, за счет чего блюда становятся более разнообразными. Малыш получает каши:

  • гречневую;
  • рисовую;
  • овсяную;
  • кукурузную.

Овощное меню пополняется полезными и вкусными овощами:

  • морковью;
  • тыквой;
  • капустой;
  • зеленым горошком;
  • кабачком;
  • листьями салата;
  • шпинатом;
  • картофелем.

Готовить овощи нужно таким образом, чтобы максимально сохранить их полезные свойства, то есть на пару или в духовке. Соль и специи лучше не использовать – вместо этого придавать вкус пище можно с помощью свежей зелени.

Для 9-месячного ребенка, у которого уже имеется несколько зубов, нуждающихся в определенной нагрузке, вполне нормально пережевывать пищу, поэтому блендер лучше использовать в крайних случаях, стараясь разминать пищу вилкой и оставляя небольшие кусочки.

На этом этапе развития дети с большим удовольствием пробуют есть самостоятельно. Родителям нужно поощрять попытки малышей пользоваться ложкой без их помощи, несмотря на то, что сначала это едва ли будет у них получаться так, как нужно. Со временем малыш научится и сможет есть аккуратно и быстро.

Приблизительное меню для 9-месячного малыша:

  • первый завтрак - грудное молоко или молочная смесь;
  • второй завтрак - каша на молоке со сливочным маслом и фруктами;
  • обед - овощной суп, котлета на пару, яичный желток, компот или сок;
  • ужин - творог, печенье, сок;
  • второй ужин - грудное молоко или смесь.

Это лишь пример. У каждого малыша есть свои вкусы и предпочтения, поэтому родители могут составить меню для него с их учетом, подстраиваясь под режим дня крохи.

Психологическое развитие ребенка на 10 месяце жизни

В 9 месяцев развитие нервной системы продолжается, поэтому настроение малыша непостоянно. Родителям стоит проявить понимание и постараться быть рядом с ребенком каждый раз, когда он будет чувствовать себя одиноким или несчастным. Важно оказывать поддержку малышу, окружая его заботой, при этом не слишком потакать его слабостям, давая понять, что у родителей тоже могут быть свои дела.

Часто, капризничая, малыш пытается сказать о том, что он голоден, устал или что ему скучно. Решив проблему, родители поднимут настроение крохи. И если с проблемой голода и усталости все ясно – достаточно будет накормить кроху и помочь ему заснуть,
то со скукой можно бороться с помощью развивающих занятий и увлекательных игр.

Малышу можно почитать, поработать с ним над изучением карточек с изображениями животных, птиц и т.д. В этом возрасте дети уже способны воспринимать такого рода информацию и с удовольствием вслед за родителями пробуют имитировать звуки, произносимые этими животными и птицами.

Вариантов для игр с детками в 9 месяцев множество. Желательно, чтобы все они были направлены на развитие общей и мелкой моторики, речи и мышления. Подробнее о способах развлечения малышей – ниже.

Особенности познавательного развития

Девятимесячные малыши очень любознательны и подвижны. Они наблюдают за всем, что происходит вокруг, а особый интерес у них вызывают манипуляции взрослых. Кроха уже видит, что мама или папа разговаривает по телефону, и пробует
повторить то же самое, используя собственные игрушки и подручные предметы.

С большим удовольствием малыш забавляется с игрушками, извлекая из них звуки. Например, ребенок может намеренно выбрасывать игрушки из манежа или кроватки, только чтобы услышать, как они падают. Не меньше радости малышам доставит возможность постучать игрушками, пошуршать или даже порвать, например, старые газеты и журналы.

Моторное развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему пользоваться пинцетным захватом. Это умение действительно радует кроху, который пробует поднимать мелкие предметы двумя пальчиками, рассматривает их, совершает с ними разного рода манипуляции.

Эмоционально-социальное развитие малыша

9 месяцев - это как раз тот период, когда малыш начинает активно налаживать социальные контакты. Кроха сознательно выбирает для себя любимые игрушки, некоторое время играет ими без участия взрослых. Малыш радуется собственным успехам и расстраивается из-за неудач. Так, например, если дать крохе возможность поиграть пирамидкой, предварительно показывая, как
снимать кольца, он обязательно постарается повторить действия взрослых и придет в восторг, если все получится.

Для 9-месячного крохи очень важно чувствовать участие родителей в его жизни. Малыши поддерживают любую их инициативу касательно новых игр. Лицо ребенка в этом возрасте уже может выражать целый букет эмоций, начиная от интереса и радости и заканчивая недовольством и обидой.

Особенности речевого развития

В 9 месяцев малыш уже знает свое имя и откликается, если его позвать. Кроха с удовольствием выполняет простые поручения, ищет игрушки по требованию, показывает пальчиком на называемый предмет. Это означает, что в пассивном словаре ребенка уже
достаточно много слов, причем не только имен существительных, но и глаголов.

Малыш четко понимает, что от него хотят, когда предлагают «постучать», «бросить» или «встать». В этом возрасте кроха сознательно наблюдает за шевелением рта взрослых, стараясь запомнить движения губ.

Что касается активной речи, то в 9 месяцев малыш уже умеет не просто лепетать, но и произносить отдельные слоги, а также имитировать голоса животных, «мяукая», «лая» и так далее.

Как научить ребенка играть?

Девятимесячного малыша уже можно обучать игре, используя простые сюжеты. Играть можно с куклами, с машинками, с мягкими игрушками, предлагая малышу разные сценарии, озвучивая главных героев, копируя манеру поведения людей. Важно, чтобы в
процессе игры ребенок научился сопереживать героям, проявлять заботу.

С крохой можно играть небольшим мячом. Игра обязательно повеселит малыша и поможет ускорить развитие его координации. Также в это время можно приобщать малыша к чтению книжек, которые обязательно должны быть в твердом переплете.

Во время игры следите за тем, чтобы ребенок не отвлекался и проявлял интерес. Если этого не происходит, то правильнее будет переключить его внимание на что-то другое, отложив занятия на более поздний срок.

Игры для развития мелкой моторики

Мелкая моторика - это гибкость и ловкость пальцев и рук малыша. Чем более развитыми будут руки, тем лучше ребенок сможет освоить навыки письма, быстрее научится справляться с такими простыми вещами, как пуговицы на рубашке, шнурки на ботинках, и с целым рядом других бытовых проблем.

Отличный вариант для развития мелкой моторики в 9 месяцев - это забавы с кинетическим песком, пластилином или глиной. Кинетический песок - экологически безопасный, легко собирается, может быть окрашен в яркие цвета. Им можно засыпать целую мини-песочницу для дома, где малыш сможет проводить время, строя башни и первые куличи.

Кроху можно научить катать шарики и колбаски из пластилина или глины или, если это ему пока не под силу, дать возможность помять материал пальчиками, разделяя его на куски.

Для развития тактильных навыков с малышом можно играть предметами из разных материалов. Так, например, кроха обязательно обратит внимание на разницу между кусочком натурального меха и шершавой фольгой. Предложите ему потрогать образцы тканей разного типа, касаясь его ручек и щечек, описывая ощущения, которые испытывает кроха.

Для развития речи с ребенком можно поиграть в телефон, используя, например, трубку от старого аппарата. Суть игры сводится к тому, чтобы взрослые, обращаясь к ребенку, произносили в трубку простые слоги или слова, меняя интонации, и предлагали ему их повторить уже со своей трубкой.

Конечно же, развитию речи и развитию в целом будет способствовать регулярное общение с ребенком дома и на прогулке с комментированием всего, что он видит и делает. Не стоит забывать и о пальчиковых играх, с помощью которых можно будет стимулировать развитие мелкой моторики и речи ребенка.

Сейчас ваш ребенок учится познавать мир. Малыш становится как никогда непоседлив и любознателен. В 9 месяцев происходит становление и расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. Умение помочь ему, выслушать его, понять и быть терпеливым необходимо каждому родителю.

Что новенького?

Девятимесячный непоседа почти не сидит на одном месте, поэтому требует постоянного внимания родителей. Развитие ребенка в 9 месяцев приносит новые достижения: он не только ползает, но уже встает на ножки, держась за опору, и даже пробует стоять без нее. Первый раз это может произойти спонтанно. Но, оценив новый навык, кроха не остановится на достигнутом успехе. Вертикальное положение очень нравится любознательному малютке. К концу месяца он, скорее всего, сможет вставать без опоры.

Среди некоторых родителей существует мнение, что ползать крохе необязательно. Такая точка зрения ошибочна.

Полезно знать

Ползанье развивает мышцы всего тела. Ползая, кроха укрепляет спину для хождения и совершенствует ручки для развития мелкой моторики. В процессе ползанья происходит укрепление связи между двумя полушариями мозга, что напрямую влияет на развитие речи и интеллекта малютки. Ползая по комнатам, малыш получает опыт передвижения, совершенствует вестибулярный аппарат, учиться ориентироваться в окружающем его пространстве, развивает любознательность, самостоятельность и уверенность в собственных силах.

Вы можете и обязаны научить вашего малыша ползать. Для этого почаще выкладывайте его на пол, если вам кажется, что прохладно просто подстелите плотный плед, покажите малышу как нужно ползать, поставьте его с опорой на коленки и на руки, передвигайте по очереди его ручки и ножки, спустя довольно короткое время малыш поймет, что от него требуется. Используйте игрушки для детей 9 месяцев, побуждающие ползание. Это должны быть шумящие яркие предметы, удобно хватающиеся одной ручкой крохи и легко бросающиеся или укатывающиеся, например, неваляшка или тканевый звенящий мячик. Они покатятся на небольшое расстояние, а кроха захочет переместиться и взять их снова.

Совершенствуется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами - большим и указательным. Также оттачиваются навыки взаимодействия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

Полезно знать

Будьте внимательны во время игр малыша с мелкими предметами!

Карапуз знает свое имя и откликается на него. Он отлично понимает, кто мама, кто папа, кто бабуля или дедуля, а также помнит имена всех из ближнего окружения (брата, сестры и так далее). Помимо этого, малыш знаком с названиями многих предметов, встречающихся ежедневно.

Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать «любимая игрушка», эта ранняя привязанность является важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы.

В этот период можно услышать, как он обращается к определенному человеку. Это обращение наполнено смыслом и может быть в виде различных слов: «мама», «папа», «баба», «ляля» и другие. Возможно, они звучат несовершенно, но главное - осмысленное постоянство в их использовании. То есть, желая обратить внимание мамочки, кроха говорит именно «мама», а к возникшему на горизонте папочке обращается «папа».

9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

В 9 месяцев малыш тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.

За девятый месяц ребенок набирает в среднем 500 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес девятимесячного ребенка около 8600–9000 г, а рост - 70–75 см.

Полезно знать

Следует учитывать, что на физические данные влияет наследственность. Не стоит впадать в панику, если малыш не соответствует стандартам. Однако заострить на этом внимание и проконсультироваться со специалистом нужно. Оценивать вес малыша необходимо с целью выявления проблем с питанием и здоровьем. Например, если ребенок интенсивно набирает или теряет массу тела без видимых на то причин - это предмет для внимания.

Как выглядит ребенок в 9 месяцев






Физическое развитие ребенка в 9 месяцев

К 9 месяцам малыш не только уверенно садится, но и из положения сидя может самостоятельно лечь. Хорошо встает, держась за мебель или окружающие предметы, стоит, опять садится. Ходит, придерживаясь одной рукой за барьер манежа или хватаясь за подходящие для захвата части окружающей мебели. Такую ходьбу можно наблюдать у половины детей в возрасте 9,5 месяца. Рукой держится за предмет, а не опирается на нее. Идет вполоборота приставным или чередующимся шагом. Если мебель, служащая опорой, вдруг прерывается, а следующая, удобная для захвата деталь мебели находится на расстоянии 30–40 см, то ребенок перемещается от опоры до опоры приставными шагами. При этом одной рукой держится за предыдущую опору, а другой хватается за новый предмет. Уверенно ходит при поддержке взрослого за обе руки.

Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. В этом случае в данном возрасте они хорошо ползают, подтягиваясь вперед руками, и осваивают передвижение на четвереньках, хотя еще не могут отрывать от пола живот.

Мелкая моторика и игра ребенка в 9 месяцев

Начинает брать маленькие предметы преимущественно большим и указательным пальцами - захват «пинцетом». Ранее малыш делал это кистью с равномерным использованием всех пальцев. Пальцы не согнуты возле подушечек, а пока еще неудобно вытянуты.

Благодаря этому пинцетообразному захвату ребенок может даже поломать хрупкие предметы. По сравнению с этапами « » и « » малыш может аккуратнее разрывать небольшие листы бумаги на еще более мелкие кусочки. Таким образом, с 8–10 месяцев у ребенка интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять и другие более тонкие движения. Чтобы развить моторику пальцев, малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены, т.е. зафиксированы. Ребенок кладет предметы в коробку, затем вновь их оттуда вынимает. Может пальцем проковырять дырочку в стенке картонной коробки. Малышу остаются интересными и игрушки с подвижными деталями, например с колесами или рычажками.

Игрушки и игра ребенка в 9 месяцев

Действия с игрушками и различными предметами, описанные в предыдущем этапе, ребенок выполняет с большей активностью и самостоятельностью. Держа по кубику в каждой руке, иногда ударяет или постукивает ими друг о друга по несколько раз.

Кроме кубиков, которые у ребенка должны быть уже с 5 месяцев, ему необходимы пирамидки и различные геометрические фигуры, а также корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских действий для развития координации тонких движений. Первую пирамидку ребенку купите покрупнее. Безопасный (т.е. тупой и толстый) стержень пирамидки должен быть зафиксирован на широкой базовой части. На первой пирамидке достаточно иметь 2–3–4 крупных кольца или фигурных секций, которые свободно нанизываются на стержень. Не забудьте и о таком важном предмете, как надувной шар, ведь интересная траектория его полета надолго заинтересует ребенка.

Однако не спешите давать ребенку дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать. Постарайтесь учесть, что ваш юный отпрыск еще не умеет играть с образными игрушками: куклами, машинами и т.п. Дитя не выстраивает сюжет, например «кукла кушает» или «мишка купается». Малыш осваивает их физически, накапливая практический опыт действий с предметами. Ребенка увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому не удивляйтесь тому, что малыш безжалостно отрывает колеса у дорогого самосвала, разбирает по частям сверкающий вездеход или возит по полу куклу за ногу, наблюдая, как хлопают ее глазки. Ему хочется все разобрать на части, потому что именно так малыш познает зависимости формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве. Рассчитывать же на сюжетную игру крохи пока еще слишком рано. Если вы хотите, чтобы ребенок в возрасте 9–12 месяцев не разбрасывал игрушки, не ломал их, а самостоятельно играл, необходимо в этот момент окружить его игрушками, действиям с которыми его обучали. Большую ошибку допускают родители, которые вываливают около ребенка все его игрушки.

Очень важно правильно организовывать активное бодрствование ребенка: удобно одеть, предоставить ему место для игры, обеспечить игрушками. Отвлекают от игры и утомляют малыша шум, громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки. Только в тихой обстановке малыш слышит речь взрослых, слышит сам себя, свои звуки. Отрицательно влияет на поведение, быстро утомляет и нарушает игру недостаточное освещение, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет. Ребенок остается бездеятельным, вялым, если бодрствует в душном, слишком теплом помещении. Также вредно и для активности ребенка, и для его здорового сна пребывание во время бодрствования в спальной одежде, особенно в постели. Необходимо разделять обстановку сна и активного бодрствования.

Понимание речи ребенком в 9 месяцев

Если вы обучили ребенка, то он уже освоил заученные движения. Например, помахать ручкой («до свидания»), дать ручку («здравствуй») или игру вроде «ладушек-ладушек». Ребенок уже должен понимать значение этих ваших слов. Поэтому для выполнения хорошо заученного движения должно быть достаточно словесного выражения вашей просьбы, без вашей подсказки в виде жестов.

Малыш начинает выполнять и другие простые команды, например «Дай маме ложку». Однако в начале обучения такая инструкция ребенком выполняется только в том случае, когда ребенок в это время смотрит на ложку, а также если мама подкрепляет свою просьбу жестом: показывает на ложку протянутой рукой. Нужно еще два-три месяца, чтобы ребенок быстро научился усваивать и запоминать значение слов, то есть по-настоящему понимать речь.

Иногда малыш сам активно использует заученные движения в виде жестов - машет рукой «До свидания!» в ответ на прощание взрослого. Таким образом, параллельно с развитием речи развивается и совершенствуется общение с использованием жестов.

Быстро реагирует на свое имя. На чужое имя не отзывается или ищет взглядом, кого же назвали.

На вопрос «Где?»: «Где мишка?», «Где лампа?» может найти названный объект. В отличие от предыдущих этапов, когда малыш мог найти только тот предмет, который всегда находился в определенном месте, теперь он может обнаружить его даже на непостоянном месте. Если предмет хорошо знаком ребенку, может найти его не только взглядом. Например, в ответ на вопрос «Где мишка?» малыш может вытащить игрушечного медведя из множества других игрушек и дать его вам.

Появляются первые признаки понимания запрета. В целом запрет игнорируется, но определенная реакция торможения при слове «нет» или «нельзя» наблюдается. Ребенок останавливается на секунду, а затем снова возвращается к своему занятию. Ради блага ребенка в опасных ситуациях необходимо громко и строго говорить: «Нельзя!» Запрет нужно подтверждать мимикой (хмурое выражение лица) и жестами (сердито качать головой, указательным пальцем). Если ребенок продолжает опасно шалить, то необходимо перенести его на другое место, забрать у него опасный предмет и т.д. Необходимо определить всеми членами семьи, что разрешено ребенку, а что запрещается. Все родители и близкие должны согласовать между собой, когда говорить «Нельзя!» и когда «Да, можно!». Если вы уже обучали ребенка «речи животных», то при прогулке на улице укажите на собаку и спросите: «Как гавкает собака?» Ребенок ответит: «Ав-ав». Если сразу не ответит, то подскажите ребенку: «Ав-ав», - а затем опять переспросите его. Аналогично при показе на картинке знакомой ребенку коровы спросите: «Как мычит коровка?» Ребенок уже может пальцем тыкать в коровку и гордо отвечать: «Му-у».

Речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Лепет остается основной речью ребенка, которой он активно выражает свои потребности и эмоции.

Но в этом возрасте малыш должен уметь повторять за вами известные ему слоги. Если он испытывает трудности, потренируйте его. Для этого сядьте напротив ребенка, эмоционально обращайтесь к нему по имени. Четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые ребенок ранее сам произносил. Ребенок подражает отдельным звукам и общей интонации вашей речи.

Некоторые дети могут повторять за взрослым новые, ранее не произносимые им слоги. При этом ребенок, слушая взрослого, внимательно следит за движениями его губ.

Из знакомых слогов «ма», «ба», «па» и других формируются первые лепетные слова из двух одинаковых слогов: «ма-ма», «ба-ба», «папа». Однако малыш адресует их всем, а не только конкретным родителям. Чтобы ускорить правильное использование этих слов, можно применить упражнение.

Игра-упражнение
Когда ребенок говорит «ба-ба-ба» или «па-па», то, повторяя за ним «ба-ба» или «па-па», показывайте на бабушку или папу и спрашивайте: «Где баба?» или «Где папа?» Если ребенок смотрит на того, кто ему назван, то радуйтесь вместе с ним, хлопайте в ладоши, поцелуйте его и т.д. Если ребенок еще не произносит этих слов, то можно вступать с ним в перекличку во время его лепета (см. ) и пытаться вызывать у него подражание с произнесением этих первых лепетных слов («ма-ма», «ба-ба», «па-па»). Слоги и слова надо произносить медленно и четко.

Первыми словами ребенка, кроме обозначения близких людей, скорее всего, не будут те, что обозначают требования (типа «дай»). Чаще дети начинают произносить слова, которыми мама сопровождает привычные действия. Начиная с 9 месяцев речевое развитие разных детей начинает все больше и больше отличаться. Одни долго и много лепечут, но слова появляются только после 12 месяцев. У других детей слова появляются уже в 10–11 месяцев. Но перед ранним появлением первых слов у таких детей нередко отмечается недолгий период относительного молчания - ребенок лепечет меньше и менее разнообразно, однако этот лепет все больше напоминает слова.

Внимание!

Раннее уменьшение лепета (еще с 7–8 месяцев), с почти полным молчанием и отсутствием появления первых слов к 11–12 месяцам, может быть признаком патологии речевого центра и требует обращения к неврологу и логопеду, специализирующемуся по доречевому развитию.

Какой режим у ребенка в 9 месяцев?

Ваш ребенок уже спит ночью от 10 до 12 часов. И еще два раза в день по 1,5–2 часа. Убедитесь, что ему этого достаточно - продолжительность сна играет большую роль в развитии ребенка. Также важно придерживаться постоянного расписания дневного сна. Если этот график скользящий, то, велика вероятность, что ребенку будет трудно заснуть и он будет часто просыпаться в течение ночи.

Инфографика - продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

Как уложить ребенка спать?

Вечерний ритуал
Соблюдайте постоянный ритуал вечернего отхождения ко сну. Это важно: ванна, сказка перед сном, укладывание в кровать. Вы можете также добавить тихую игру, только убедитесь, что следуете одной и той же схеме каждый вечер. Дети предпочитают последовательность и чувствуют себя в безопасности, когда знают, чего ожидать.

Режим дневного и ночного сна
В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5–2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2–2,5 часа.

Сон ребенка станет лучше, если вы будете соблюдать режим не только ночью, но и днем. Если ребенок ест, играет и ложится спать четко по часам, в одно и то же время, скорее всего ему будет всегда легко заснуть.

Полезно знать

Давайте ребенку возможность заснуть самостоятельно. Не мешайте ему тренировать этот важный навык. Если сон ребенка зависит от кормления, укачивания или колыбельной песни, ему будет тяжело заснуть снова, когда он проснется в течение ночи. Возможно, он даже будет плакать.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам. В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж. Гулять с ребенком следует не менее 2–3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5–3 часа. Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день. После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну - спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

Режим кормления ребенка в 9–10 месяцев должен быть уже сформированным, а интервал между приемами пищи в среднем должен составлять 4 часа.

Как кормить ребенка в 9 месяцев?

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище. Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья. Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре. Предлагают и детское печенье. Оно очень хорошо растворяется в слюне, поэтому можно не бояться за то, что малыш подавится слишком большим откушенным куском.

С этого возраста вводить новые продукты можно уже каждый день, но постепенность остается главным правилом. Не больше одного кусочка или ложечки нового продукта в один день! Ведите дневник питания, в котором отмечайте, что, когда и сколько начали давать. Также записывайте в нем реакцию детского организма. Так, если вдруг появятся высыпания или плохой стул, будет проще понять на что именно.

Полезно знать

Ученые и врачи провели множество исследований, которые неоднократно подтвердили, что меню ребенка 9 месяцев начала прошлого века и сегодняшнего дня должно существенно отличаться.

Рацион 3-х месячного малыша, например, существенно отличается от того, что ест ребенок 9 месяцев. Питание (меню) в таком возрасте более разнообразно: вводятся новые продукты, увеличивается порция потребляемой пищи, меняется консистенция. Ведь в 9 месяцев он может сам пережевывать небольшие кусочки пищи. В этом возрасте нужно соблюдать пропорции между материнским молоком, протертыми блюдами и пищей в виде очень мелких кусочков. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Молоко матери составляет только треть от суточного рациона, а в общем ребенок в 9 месяцев должен употреблять 1200 мг еды в сутки, при этом соки и вода не считаются.

Детское питание промышленного производства отвечает всем требованиям и стандартам, что гарантирует качество и безопасность применения. Жизнь бежит, и молодой маме нужно многое успеть, поэтому проще и удобнее открыть баночку готового пюре, чем готовить его самостоятельно.

Но все же пюре и каши для малыша лучше начинать готовить самостоятельно, так ребенок постепенно будет привыкать ко взрослому общему столу. Рекомендуется давать пюре из различных фруктов, свежих овощей и некоторой зелени. Отлично подойдет капуста, тыква, свекла, горошек, морковь, а из фруктов предпочтительнее яблоки и груши. У ребенка в 9 месяцев, как правило, есть несколько зубов, и поэтому можно менять способ измельчения пищи. Сначала половину порции овощного пюре разминают вилкой и дают маленькими ложечками. Как только дитя научится жевать, овощи режут маленькими кусочками, увеличивая порцию с кусочками постепенно. В этом возрасте дают маленькие кусочки сухариков, печенье. Ребенок в 9 месяцев побуждается к самостоятельности тем, что родители предлагают сухарик или печенье для того, чтобы он их жевал, а бутылочку заменяют чашкой. Грудное кормление один раз в день заменяют молоком из чашки, чтобы малыш постепенно отвыкал от груди.

Полезно знать

Следует начинать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

  • Протертое мясо можно заменить мясными фрикадельками, а затем и паровыми котлетами. Чередовать мясные продукты можно с рыбными, которые уже спокойно можно вводить в рацион малыша в этот период. Готовить рыбу нужно очень тщательно, чтобы ни в коем случае не пропустить косточки. Предпочтительнее всего выбирать богатого кальцием речного судака.

  • Настало время познакомить малыша с пшеничным хлебом, начинать давать который нужно с 5 г. Следует учесть, что в первый год жизни он должен быть исключительно белым. Также альтернативой хлебу может стать детское растворимое печенье, дневная норма которого постепенно может доводиться до 15 г.

  • При кормлении ребенка еще в 8 месяцев можно начинать постепенно приучать его к жеванию. Для этого овощное пюре на обед необязательно взбивать блендером, а достаточно лишь помять его вилкой. В случае, если у малыша еще не появились зубки, волноваться не стоит, так как он будет стараться жевать еду «чешущимися» десенками, получая при этом удовольствие.

  • 9 месяцев - отличный возраст для обучения ребенка самостоятельности, поэтому можно смело давать ему в ручки ложку, приобщая к процессу кормления, а бутылочку с питьем заменить на удобную чашку-непроливайку.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:


  • 6.00 - 200 г грудного молока или молочной смеси.

  • 10.00 - 120–130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом.

  • 14.00 - 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок.

  • 18.00 - 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок.

  • 22.00 - 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Стоит отметить, что молоко не является напитком, хорошо утоляющим жажду. Поэтому рацион ребенка должен быть дополнен фруктовыми компотами, травяными чаем и водой.

Особенности приготовления «детских» блюд

Если вы решились готовить самостоятельно, то нелишним будет ознакомиться с основами детской кулинарии.

Один из залогов правильного меню ребенка в 9 месяцев - рецепты, по которым следует готовить детям. Со временем каждая мама приспосабливается к своему чаду и безошибочно определяет, любит ли он то или иное блюдо. Несмотря на изобилие детского питания в магазинах, многие мамы стараются самостоятельно готовить завтрак, обед и ужин своим малышам. Как сделать так, чтобы ребенку было не только вкусно, но и полезно?Существуют общие правила приготовления: добавлять минимальное количество соли и зелени, избегать специй, использовать только свежие исходные продукты. Детям нельзя давать жареные, копченые, острые, слишком горячие или холодные блюда. Еду для самых маленьких лучше всего готовить на пару: так в продуктах сохраняется наибольшее количество различных полезных веществ, витаминов и микроэлементов. Они получаются ароматными и сочными, что важно для малышей.Для того чтобы привередливый гурман с удовольствием ел обед, нужно красиво и привлекательно оформлять тарелку с едой. Вид, вкус, аромат пищи должен пробуждать в ребенке аппетит. Если малыш в 8–9 месяцев может похвастаться зубами, пищу для него уже не нужно перетирать блендером, так он может самостоятельно справиться с мелкими кусочками - просто разминайте приготовленное блюдо вилкой.

Домашний творог
Ингредиенты:


  • Детский кефир - 250 миллилитров.

Кефир необходимо вылить в эмалированную посуду и поставить на водяную баню. Через несколько минут начнет отделяться сыворотка. Тогда необходимо откинуть творог на сито или марлю. Сыворотка стечет, останется вкусный нежный творожок.К нему можно приготовить фруктовое или фруктово-овощное пюре.

Пюре из тыквы и яблока
Ингредиенты:


  • Яблоко - 1 штука.

  • Тыква - 100 грамм.

Тыкву нужно очистить от семян и кожуры и нарезать небольшими кубиками. Яблоко также очищаем от семян и кожуры и нарезаем кубиками крупнее. Выкладываем в пароварку, сверху немного присыпаем сахаром. Готовим на пару минут 25. По окончании приготовления можно размять вилкой или протереть через сито.

Суп-пюре из телятины с овощами
Ингредиенты:


  • Телятина - 60 грамм.

  • Картофель - 50 грамм.

  • Морковь - 40 грамм.

  • Лук - 10 грамм.

  • Цветная капуста - 60 грамм.

  • Растительное масло - треть чайной ложки.

  • Зелень - по вкусу.

Телятину необходимо нарезать кусочками, залить холодной водой и проварить до полуготовности. Затем добавляют овощи поочередно, сначала морковь, затем лук, картофель, цветную капусту. Когда все будет готово, добавляем масло и выключаем. Подавая, необходимо добавить зелень.Как бы долго мясо ни варилось, оно остается жестковатым для ребенка. Поэтому супчик лучше измельчить при помощи блендера или провернуть только мясо, а овощи растереть.

Какой стул у ребенка в 9 месяцев. Сколько раз он писает.

С введением прикорма стул становится более густым и редким. У детей до 3-х лет нормальная частота стула - 5–6 раз в неделю.

С 6 месяцев до года, при нормальном питьевом режиме, кратность мочеиспускания составляет 15–16 раз.

Как играть с ребенком в 9 месяцев

Игры с ребенком 9 месяцев имеют такие направления:

Развитие мелкой моторики

Дома можно предложить малышу картонные плотные книжки для перелистывания вместе, поиграть в собирание мелких предметов в мешочек или коробочку. На улице крохе понравится позаниматься в песочнице совочками, ведрышками и формочками, а при купании будет интересно переливать водичку из формы в форму.

Стимулирование речи

Ежедневно как можно больше времени нужно общаться с малюткой на прогулке и дома. Люди и окружающие предметы должны быть представлены крохе, а ежедневные действия, поступки и события описаны и объяснены. Так формируется его пассивный словарный запас. Необходимо в игровой форме побудить малыша повторять звуковые сочетания за родителями. В этом возрасте полезно рассказывать короткие стишки и сказки, петь вместе песенки.

Физическое развитие

Полезны игры, направленные на развитие навыка ползанья. На этом этапе для него важны и первые шаги за ручку с родителями. При любой возможности нужно чаще водить кроху дома и на улице. Необходимо следить за положением ручек малыша - не поднимать их высоко. Он должен использовать руки мамы в качестве опоры, а не висеть на них.

Развитие интеллекта

Разложить перед малюткой варежки, носочки, перчатки и предложить ему найти пару. При купании можно мыть куклу и называть ее части тела. Полезно будет прятать предмет при ребенке, называть его и искать вместе.

Полезно знать

Заполняя игровую зону, не следует заваливать ее огромным количеством игрушек. Их должно быть не слишком много. Лучше периодически прятать одни, а доставать другие. Игрушки для детей 9 месяцев должны быть разнообразными: легенькая и тяжелая, мягкая и жесткая, маленькая и большая. Главные требования к игровому арсеналу: он должен быть сертифицирован, качественно сделан и безопасен (не имел легко отрывающихся мелких частей). В этом возрасте полезно выбрать любимую игрушку для сна. Она поможет успокоиться крохе и быстро заснуть.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной.
Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему - покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики.
Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера.
Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь.
Если уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки.
Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Примеры игр с 9-месячным ребенком

Позвони в колокольчик
Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него звонить.

«Осязательная» игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (например, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т.д.). Посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей.

Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.

Шляпа на голове ребенка
Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу.

Улучшение координации
Поиграйте с вашим ребенком в «ладушки». Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются.

Покатайте мячик
Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Как сесть на пол Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение.

Дайте ребенку «пирамиду»
Если ребенок хоть один раз надел «кольцо» на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону.

Игрушки в прозрачной коробке
Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания.

Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы.

Дай мне игрушку
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

Нужно ли идти в поликлинику в 9 месяцев

Ежемесячное посещение педиатра актуально для всего первого года жизни. Специалист проводит измерение главных физических показателей и оценивает их. В 9 месяцев вероятно вам предстоит плановая диспансеризация проводится (обратите внимание, что это лишь примерный план вакцинации и диспансеризации, в зависимости от особенностей и медицинского обеспечения вашего региона).

Консультации:


  • Педиатр.

  • Ортопед (или детский хирург).

  • Детский стоматолог.

Плановая вакцинация не проводится.

При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы - Леонида Ростиславовича Биттерлиха

  • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.

Речь активная и понимаемая

  • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
  • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
  • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
  • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.

Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.

Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.

Каши

При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.

С традиционной манной кашей желательно подождать до года. Её переваривание будет тяжеловато для маленького желудка.

Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.

Овощи

Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.

Мясо

Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.

С куриным мясом стоит быть осторожнее. Велика вероятность, что оно насыщенно антибиотиками и гормонами роста. В крайнем случае, готовьте именно грудку. Там вредных веществ будет меньше.

Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.

Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.

Фрукты, ягоды и соки из них

Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.

Соками лучше не злоупотреблять. Избыток сахара в нём часто вызывает проблемы с пищеварением и кариес.

Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.

Молочные продукты

Детям с аллергией к белкам коровьего молока перед введением в рацион этих продуктов необходима консультация аллерголога.

Как развивать ребёнка в 9 месяцев?

Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.

Хоть малыш уже подросший, носите его на руках столько, сколько можете себе позволить (или сколько может позволить ваша спина). Максимальный близкий контакт с младенцем до года и даже больше – залог прекрасных с ним отношений в будущем.

В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.

Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.

Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.

Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.

Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.

В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.

Всё, что лежит в такой коробке, должно быть безопасным для ребёнка.

Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.

Покажите ребёнку, как играть в «Ладушки», «Сороку-ворону» и «Ку-ку». Эти простые игры ещё из советского детства внесут ещё большее разнообразие в ваш совместный досуг.

Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.

Приобретите небольшие книжки из плотного картона или ткани и дайте младенцу самому полистать страницами.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

  • сидит без поддержки до 10 минут;
  • ползает или пытается ползать;
  • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
  • держит кружку двумя руками;
  • отличает своих близких от чужих людей;
  • реагирует на своё имя.

Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.

Девятый месяц жизни несет для грудничка много открытий. Ребенок становится с каждым днем все активней и мобильней, он постоянно ползает и изучает окружающее его пространство. Малыш уже вполне освоился в квартире, но в незнакомых местах чувствует себя не совсем уверенно.
Вам нужно помогать младенцу совершенствовать старые и осваивать новые навыки, а для этого важно знать, как проходит развитие ребенка в 9 месяцев.

  • грудничок в девять месяцев жизни должен уметь садиться самостоятельно из положения лежа и сидеть долгое время;
  • младенец умеет хорошо ползать по-пластунски или уже передвигаться на четвереньках;
  • может уметь подниматься на ноги, опираясь на руки взрослых, делать с поддержкой несколько шагов, некоторые дети могут передвигаться самостоятельно приставным шагом, придерживаясь за кровать;
  • в девять месяцев ребенок должен уметь выполнять простые просьбы – давать или брать в руки определенные предметы, показывать названные игрушки или части тела на картинках;
  • речь младенца в 9 месяцев жизни все больше начинает походить на осмысленную; малыш уже должен освоить произношение большинства звуков и звукосочетаний с вашей помощью;
  • понимает назначение предметов и игрушек, исходя из их формы и материала, круглые предметы катит, квадратные и прямоугольные ставит друг на друга в башенку, мягкое сжимает, емкости пытается вложить друг в друга;
  • ребенок в девять месяцев должен уметь пить из чашки и постепенно обретает навыки самостоятельного питания;
  • малыш умеет повторять движения за взрослыми – хлопать в ладоши, поднимать руки, махать ими;
  • ребенок продолжает развивать «пинцетный» захват пальцев;
  • младенец в девять месяцев может складывать в емкость мелкие предметы.

Все ваши действия на девятом месяце жизни малыша должны быть направлены на помощь в освоении им процесса вставания на ноги . Для этого нужно укреплять его мышцы с помощью массажа и стимулировать его к активным движениям.

Эмоции и психологическое развитие

Эмоциональное и психическое развитие 9-месячного ребенка также не стоит на месте. Грудничок активно исследует окружающий его мир и доступные ему предметы. Он ищет источник звука в музыкальных игрушках, умеет доставать мелкие предметы из емкостей и искренне не понимает, почему туда не помещаются крупные.

Внимание младенца теперь привлекают не только лица окружающих его людей, но и другие части тела. Он с интересом наблюдает, как движутся ваши руки и ноги, и хочет уметь делать так же. Малыш пытается перенять эти навыки – стремится самостоятельно пить из чашки, надевает на голову в качестве головного убора совершенно не предназначенные для этого вещи.

Боязнь незнакомых людей у одних детей полностью исчезает, и они приветливо встречают гостей, а у других все еще сохраняется. Присматриваясь к новым людям, груднички постепенно налаживают с ними контакт.

Ребенок в девять месяцев жизни начинает очень эмоционально реагировать на результаты своих действий. Если грудничку удалось открыть коробочку или найти какую-то игрушку, он будет бурно радоваться своему успеху, а в случае неудачи — зальется слезами. Вам не нужно пугаться таких проявлений эмоций, это вполне нормальное психическое реагирование детей этого возраста.

Девятимесячные дети привязываются к определенным вещам, – малышу может полюбиться какая-то игрушка, одеяльце или предмет гардероба, и расставание с ними может привести к обиде или даже истерике младенца. Ребенок становится самостоятельным и подсознательно стремится немного отдалиться от матери. Чтобы компенсировать утрату этой связи, он заменяет ее привязанностью к определенным предметам . Если ваш малыш просит класть рядом с ним любимую игрушку – не переживайте, это нормальное явление.

Уход

В девять месяцев ребенок становится с каждым днем все самостоятельней. Купая его в ванной, вы можете предложить малышу намыленную губку, чтобы он сам себя помыл, поверьте, этот процесс доставит ему огромное удовольствие. Если уход грудничка за своей кожей оказался недостаточным, мягко предложите свою помощь. Также вы можете позволить младенцу самому вытираться полотенцем.

Продолжайте на протяжении 9 месяца приучать малыша к горшку, хвалите за успехи и огорчайтесь из-за неудач. Нельзя заставлять грудничка против воли сидеть на горшке, кричать и ругаться, если он не захотел или не успел на горшок, это может напугать младенца и вызвать у него эмоциональное отторжение этого предмета .

Рост и вес

За девятый месяц жизни ребенок подрастает на 1,5-2 см, его вес увеличивается примерно на 400 грамм. Окружности головы и грудной клетки практически равны и в среднем составляют 45 см. Согласно статистическим данным девочка будет иметь меньший вес и рост, чем мальчик.

Питание

Взрослая диетическая пища занимает все больше места в рационе ребенка девяти месяцев. Грудные дети продолжают кушать материнское молоко или смесь 1-2 раза в день, в зависимости от рекомендаций педиатра и потребностей малыша.

Активный рост зубов и развитие челюсти требуют от младенца постоянной нагрузки, поэтому малышу нужно постоянно что-то жевать. Предлагайте грудничку твердые кусочки яблок, груш, моркови, а также печенья и сушки, но не оставляйте ребенка с пищей наедине, поскольку он может подавиться.

Речь

Поскольку младенец уже должен освоить к девяти месяцам практически все звуки языка, вам остается только регулярно заниматься с ним и поддерживать его в стремлении произносить слова. Для стимулирования проведения дальнейших артикуляционных экспериментов, повторяйте за ребенком произнесенные им слова и фразы, подтверждайте, что вы его прекрасно понимаете.

Для общения с грудничком выбирайте знакомые для него выражения, постоянно комментируйте происходящее вокруг и те действия, что вы совершаете. Ребенку нравятся речевые игры, когда нужно то громко, то тихо произносить звуки .

Девятимесячные дети любят подражать звукам, издаваемым животными: мяучат, гавкают, чирикают и мычат. И пусть малыш может иногда не совсем правильно произносить слоги и слова, побуждайте его стараться и повторять за вами.

Игры и занятия с малышом

Ребенок в девять месяцев активно познает окружающий его мир и свойства предметов через занятия с игрушками. Для грудных детей этого возраста будут полезны развивающие центры активности, имеющие в себе звенящие, шуршащие и проигрывающие мелодии элементы. Различные коробочки с интересным содержимым помогут малышу познавать мир, мешочки с крупами разовьют мелкую моторику младенца.

Занятия с мячом, пирамидкой и игрушками, имеющими прорези для вставления деталей разных форм, обеспечат развитие координации у младенца девятого месяца жизни. Некоторые дети уже могут самостоятельно делать башенки из кубиков, а затем с хохотом разрушать их.

Малыша приведут в восторг «ожившие» с вашей помощью игрушки, танцующие и скачущие по кровати, кивающие головой, двигающие конечностями и разговаривающие незнакомыми голосами. Ребенок может пытаться повторять эти манипуляции за вами, – и это положит началу его обучения ролевым играм. Чтобы младенец знал, как нужно пользоваться игрушками, обращайте его внимание на прогулках на то, как едут машины, автобусы и мотоциклы, как бегают собачки и кошечки, как летят самолеты, вертолеты и птички .

В девять месяцев дети начинают понимать, что спрятанный предмет не исчезает, а находится под платочком, что из бутылочки может высыпаться ее содержимое, если емкость перевернуть. Помогайте малышу развивать себя, изучать свойства и взаимодействие объектов посредством игр. Прячьте игрушки и просите ребенка найти их, насыпьте в пластиковую бутылку с широким горлышком крупу и покажите, что содержимое можно высыпать, – малыш обязательно повторит за вами.

Развивайте в своем младенце аккуратность – просите его поставить правильно перевернутые игрушки, а если есть пластмассовый детский набор посуды – сервировать импровизированный стол для мягких любимцев.