Святые отцы о любви в православии. Супружеские отношения Взаимоотношение мужчины и женщины в христианской семье

В чем разница между мужчиной и женщиной? Почему женщина не может быть священником, должна носить головной убор в Церкви, не может причащаться в определенные дни? Cуществует ли дискриминация женщины в Церкви?

Уважаемая Ольга! Все Ваши вопросы исходят из половых различий в тварной природе человека. Эти различия и их смысл во многом остаются загадочными. Предлагаю Вам отрывок из лекции по Православной антропологии читанной мною Православном Российском Университете.:

"Мужчина и женщина

Смысл разделения. Первое, что можно заметить - это то, что человек сотворен единым. Я подчеркиваю еще раз этот аргумент, потому что он очень важен. Единство человека проявляется уже не только в том, что в Адаме есть все человечество, но в Адаме есть мужчина и женщина. В первом созданном человеке есть соединение обоих полов, потом они разделяются. Но вот проблема, с какой необходимостью проявляется в первозданном человеке разделенность на пол. Была ли в этом необходимость? Если женщина происходит от неполноты Адама, то законно задать вопрос, создал ли Господь Адама неполноценным? Что невозможно, ибо Господь благ. Почему вдруг потребовалась помощница, в чем был недостаточен сам Адам, чтобы необходимо была изведена Ева из его недр? В чем она должна была ему помогать?

Мнение отцов Церкви делится на две части. Профессор Троицкий пишет: “В истории человеческой мысли встречаем две главные теории в учении о браке, ... Одну можно назвать реалистической, другую - идеалистической” . Христианские писатели во многом наследовали эти взгляды. Также и в православном мире существует два взгляда на смысл полов. Профессор Троицкий пишет об Иоанне Златоусте, в творчестве которого он различает, как зеркале, борьбу двух течений (см. с 33, прим.). Итак, одни богословы относят появление Евы к необходимости размножения рода человеческого, другие к необходимости познания своей недостаточности и взаимному стремлению к единству. Не имея сейчас возможности говорить об этом подробно, скажем только, что это разделение, на мужчину и женщину, важно для нас, по следующим важным причинам:

первое - разделение совершено Самим Творцом, мужчину и женщину сотворил их (Быт 1, 27), значит разделение промыслительно, то есть в нём есть смысл и задание человеку;

второе - оно разделило людей на такие две половины, которые неминуемо и естественно тяготеют друг к другу, то есть разделены, но остались связаны любовью и эросом;

третье - человек не может не быть одним из двух, он либо мужчина либо женщина, третьего не дано.

Более оригинальную точку зрения высказывает святитель Григорий Нисский, он ставит вопрос так: Как же должен был распространяться человек, если бы он не совершил греха? То есть, был бы другой способ распространения человека, кроме чувственного, плотского, если бы он не пал? И тогда он отвечает: Ну а как же ангелов же множество, значит они каким-то образом размножаются, вот и человек бы так же, если бы он не пал в грехе, размножался бы таким же ангелоравным способом. (См. главу XVII, “Об устроении человека. С 56-59, ).

Думаю, что такое рассуждение нас не может удовлетворить. Во-первых, мы ничего не можем знать о размножении ангелов, тем более, что наиболее распространенное мнение, что ангелы не размножаются, а, во-вторых, сотворены в том числе, в котором есть.

Итак, женщина создана для восполнения недостающей функции воспроизводства, т.е. для рождения детей. Это одна точка зрения. Другое мнение на сотворение мужчины и женщины заключается в том, что Ева изводится из Адама не для деторождения только, хотя, безусловно, что в естестве мужчины и женщины, в их разделении эти свойства закладываются в творении, они такими мужчины и женщины создаются, чтобы рождать детей. Но не это главное, не в этом суть. Суть в полноте человеческого бытия.

Но разве Адам не в полноте? Зачем ему помогать и в чем? Имена животным он нарек один. В этом ли помощь ему? Я думаю, что здесь возникает вопрос, который имеет для Церкви первостепенное значение в исследовании философии и богословии брака. Исходя из того, как будет решаться этот вопрос, будут решаться вопросы безбрачия, монашества, духовной жизни или плотской жизни. Если подходить к этому вопросу деторождения, то тогда, действительно, человек есть животное, у которого есть необходимость размножаться, причем совершенно тогда не понятен смысл размножения - зачем множество такое великое. Затем становится непонятным тогда явление брака, ибо брак как супружество двух в смысле рождения детей не удовлетворителен в полном смысле слова. Для рождения детей могла существовать другая форма - полигамия. Она еще более способствует заповеди "плодитесь и множьтесь", и тогда смысл брака бы исчезал.Если в соитии мужчины и женщины главная цель - деторождение, тогда и все остальные условия деторождения должны быть направлены на это.

Но смотрите в творении появляется пара, и пара эта достаточна. В ней не появляется с необходимостью поиск третьего. В чем проявляется образ Божий? В троичности. Адам, Ева и сын Адама - как бы образ Троицы. Думаю, что такой строй мышления методологически не выдержан. Соотношение между Адамом и Евой совсем не такой, как между Лицами Святой Троицы, тем более между Адамом и сыном его рожденным тоже не таково. Хотя в некотором символическом образе это может угадываться. Но для нам важны некоторые фундаментальные вещи.

В силу того, что познание в Адаме связано с делением на качества и на действование духа в нем, ума и слова, любви, познание самого себя и стало быть познание Бога, было неполновесным. В силу того, что Адам не с необходимостью должен был познавать самого себя, он не обладал этим объектом познания. И стало быть, познанием Бога. Ибо в себе, в том числе и в себе он должен был познать Бога. Помимо того, что в непосредственном богообщении Адам познавал Бога, во всем мире и в творении мира он познавал Бога, он должен был Бога познавать и через самого себя.

И вот это познание через самого себя рождает в нем необходимость некоторого внутреннего отступления от себя, выходя из себя. Познание и любовь, и действие в Адаме с необходимостью предполагают выход из себя самого. И тогда Бог из него выводит новое существо и даем ему душу. Не душа Адама двоится, но Бог изводит Еву из тела Адама и дает ей душу. В тот момент, когда, как сказано в Библии, Бог привел Еву к Адаму, и он сказал: это плоть от плоти моей, кость от костей моих. Он увидел человека, но не в себе, а вне себя. А до этого он не мог видеть человека как творение. В Еве он впервые видит человека такого же, как он, причем это его сущность. Не сотворил Бог нового человека, человек уже создан и никакого нового творения не происходит, но появляется существо, которое есть действительно Адамова плоть, Адамово существо, но он видит это существо вне себя, он видит его как образ человека и познает в нем образ Божий. Таким образом познание человека становится не внутренним, субъектным, но субъектно-объектным. Он познает самого себя вне себя и можно сказать, что в этом смысле в Адаме впервые появляется со-знание, в зародыше, в возможности, потому что сознание предполагает одну чрезвычайно важную умственную процедуру - для того, чтобы сознавать себя, нужно выйти за рамки своего знания и увидеть, каков ты есть, со стороны. И можно предположить, хотя я на этом не могу настаивать, что появление перед Адамом Евы открыло в нем эту чувственную, доселе невозможную способность познавать себя вне себя. Он стал видеть “себя” в “другом”.

Заповедь "возлюбить с появлением Евы становится осуществляемой. Адам выходит из замкнутости в отношении к себе, вступает в диалог, и любовь рождается не как некое приобретаемое качество, а как врожденное качество, как качество, которое необходимо должно быть. Ева есть он сам, и в то же время есть выхождение из самого себя. Но поскольку это он сам, то не может быть никакого антагонизма, никакого противоречия между этими двумя этими субъектами, между двумя этими "Я". Есть полное соединение и приятие друг друга, потому что это и есть "Я". Можно сказать, что первозданная пара есть идеал человеческого брака, как начальной точки брака. В браке мужчина и женщина должны достигнуть такого соединения своих "Я", чтобы получилась одна плоть, одно естество. Таким образом то, что Адаму было дано как данность - единство, разделяется Богом, и становится его задачей. Его бытие теперь уподоблено единству, через двойственность.

Можно сказать так, что единство человеческого рода, вернее, единство человеческого существования на земле олицетворяет пара. И эта пара не двое людей, эта пара есть одно целое существо. Она есть единица измерения человеческой жизни. Это и есть брак. Брак как полнота человеческого существования на земле по воле Божией.

Рождение детей первой пары, рождение первого сына - оно нарушает равновесие, полноту. Адам и Ева - как бы некая достаточность друг для друга и перед Богом. Рождение третьего вносит дестабилизацию, происходит нечто совершенно новое, рождается множественный мир, и он уже в этой паре, в этой полноте не удерживается, он выходит за ее пределы. Поэтому можно сказать, что с рождением первого сына мир человеческий приобретает совершенно иное качество. Естественно, что внутри этой пары есть как бы два движения одновременно: это тяготение друг к другу, две половины, разделенные, стремятся к объединение, всецелому соединению, и чувственному, и плотскому, и духовному. И в то же время эти две половины являют собой два субъекта, между ними должен возникнуть некий антагонизм. Но этот антагонизм поглощен во-первых, любовью, во-вторых, совершенством, и, в-третьих, единственностью и единством. Этот антагонизм не становится враждебным, не становится реальным, исполненным. Он является только возможным. Грех открывает ему полные ворота. Через грех эта разделенность становится враждебностью, агрессией друг против друга. Но о грехе - в следующей лекции.

Неравенство. Теперь обратимся к вопросу о равенстве мужчины и женщины в этом смысле, смысле творения. Многие богословы подчеркивают, что женщина не обладает полнотою бытия человеческого по одной простой, так сказать, причине: Бог сказал, сотворим помощницу ему. Адам самостоятельный художник, самостоятельный творец, сотворец, а женщина, Ева, помощница ему. И как бы этим подчеркивается ее служебная, второстепенная роль, по сравнению с Адамом. Но можно сказать, что если в этой паре, в Адаме и Еве, есть безусловная полнота человеческого бытия, то тогда это не совсем совпадает с таким пониманием, что Адам и Ева не в равном положении, что она помощница, а он глава. Но несомненно то, и мы никак не можем обойти этот факт, что между мужчиной и женщиной не может быть с самого начала никакого равенства. И дело не в том, что Адам сотворен, а Ева изведена, - почти все богословы настаивают на этой разнице, - один человек - Адам - творится руками Божиими, другой человек - Ева - изводится из него недр, третий человек - сын Адама и Евы рождается по плотскому способу. Здесь как бы три ступени появления человека. И затем как бы все люди уже появляются третьим способом. Как бы три способа рождения человека."

Теперь о Ваших конкретных вопросах:

А) Алтарь это место священнослужения, поэтому мужчинам и мальчикам возможно там служить, они посвящаются Господу. Девочки же предстоят после Крещения перед Церковью и только.

Б) "Месячные" еще в Ветхом Завете считались не чистотой, что мешало женщинам приходить в храм. Сохранилось это и в христианстве.

В) Послеродовое 40-дневное воздержание от храма и Таинств тоже основано на иудейском законе, но смысла в Церкви Христовой найти не могу.

Священник Андрей Лоргус

С нетерпением жду ответа отца Андрея на Ваши вопросы. Но умоляю Вас, Ольга, не отлучайте себя от богослужений и Таинств, т.к. Вы отсекаете себя от источника, который исцеляет душу и рассеивает всякие смущения. Если Вы крещены и исповедуете Символ Веры, то где как не в Церкви просить у Бога вразумления.

Уважаемая Ольга!

Вы задаете "неудобные" для многих церковных людей вопросы. Действительно, на многие вопросы в Церкви нет "сформулированной позиции", не все "разложено по полочкам", четко и ясно определено методами формальной логики. Кроме того, существует и много формально противоречивых мнений, в том числе и святых отцов, по какой-либо проблеме. Так, например, одни Отцы говорят, что женщина более виновата в первородном грехе, т.к. она послушала змея, а другие приводят пример Пресвятой Богородицы, Которая единственная из людей, подверженных первородному греху, явилась выше Архангелов и Ангелов. Однако никогда и нигде никто из Отцов не говорил о том, что женщина - "существо второго сорта", что "муж не верующий - жена не спасется" и т.д. Эти измышления - продукт невежества людей, в том числе многовековых предрассудков и народных обычаев. А современные православные неофиты быстро все это подхватывают и пытаются другим навязать ошибочные мнения, считая, что все, кто с этим не согласен - чуть ли не враги Церкви. Можно все это слушать, но зачем же воспринимать это как истину в последней инстанции? Только на основании того, что они 5 лет в Церкви, а Вы 1 год? Плюс ко всему, одной из причин этих воззрений на женщину является всеобщее стремление женщин к эмансипации, т.е. освобождения от своего предназначения, данного им Творцом.

Да, между мужчиной и женщиной не может быть равенства, потому что в равенстве не может быть любви. А Бог есть Любовь и Его Заповедь суть: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас". Мужчина и женщина созданы так, чтобы дополнять друг друга и в браке должна быть полнота: "Тяготы друг друга носите и тако исполните Закон Христов". "Не хорошо человеку быть одному". Даже в монашестве эта проблема существует, но она решается с помощью Благодати Божией многими усилиями и подвигами. Что же касается подчиненности женщины, т.е. послушания жены мужу, то в этом также проявляется любовь, если это послушание свободное и сознательное, а самое главное, в Боге. В послушании нет унижения, а есть смирение, т.е. следование Воле Творца. Гордыня же никому не приносит пользы - ни женщине, ни мужчине.

По поводу того, что мужчина входит в алтарь, а женщина нет - в этом тоже нет дискриминации, а опять же - установленный Богом порядок, в котором каждому существу отведено свое место и дано определенное предназначение. Для женщины - рожать детей и созидать дом, быть помощницей и утешением мужу, для мужчины - служить Богу в качестве священника, поддерживать семью материально, любить жену и заботится о ней, как о своей плоти. Нарушать этот порядок - значит спорить с Богом. Что же касается месячных очищений, на на этот вопрос я ответить не берусь.

В любом случае, в церковь ходить надо, даже если что-то не ясно и с чем-то не согласны. Как правило это несогласие происходит либо от неправильно понимаемой проблемы, либо от гордости, с которой нужно бороться. Многие недоуменные вопросы разрешаются именно после участия в богослужении и Таинствах, в практической жизни Церкви, иногда сразу, а иногда через много лет.

Простите, если что не так.

Трудности семейной жизни покрываются помощью Божией. Ведь глава семьи — муж, а мужу глава — Христос. Обращайтесь ко Господу как могущественному Покровителю вашей будущей или уже существующей семьи.

Семья в Православии

Семья — основа жизни каждого человека. Без поддержки родных, без мира в семье, наконец, без «второй половинки» наша жизнь кажется нестабильной, неполной. Потребность в семье и браке естественна: самый убежденный циник и «волк-одиночка», встретив настоящую любовь, осознает, как тяжело было одному и желает сохранить обретенное чувство, создав семью. Православная Церковь благословляет стремление найти любовь и создать хорошую семью. Христос говорил: «Оставит человек отца и мать своих и прилепится к жене своей (соединится с женой), и будут двое — одна плоть (то есть одно целое)». Не зря муж и жена официально считаются находящимися «в нулевой степени родства».

Однако, создав семью, нужно суметь ее сохранить. Взаимопонимание, забота и бережное отношение друг ко другу — залог любви на всю жизнь. Но и это еще не все. В современном мире, полном искушений, уверена в своем будущем может быть та молодая семья, которая возлагает упование на Бога: дав обещание друг другу и Господу в верности и взаимной поддержке, в будущем они всегда смогут напомнить друг другу об этом.


Как создать православную семью

Православная семья начинается с Венчания. Это Таинство Церкви, которое скрепляет супружеский союз благословением Божиим. Это верное начало для долгой и счастливой семейной жизни, благословение на деторождение. Помните, что Венчание, пусть и является необычайно красивой внешней и даже модной церемонией, в первую очередь, священнодействие. Вы берете ответственность друг за друга перед Богом.

Если вы запланировали дату свадьбы и подали заявление в ЗАГС, но оказалось, что венчание в этот день не совершается — совершите обручение. Это не традиционно, однако Таинство Венчания сегодня состоит их двух частей, исторически разделенных: обручение, когда молодожены стоят не у самого алтаря, а ближе к середине или дверям храма и обмениваются кольцами. Священники нечасто идут на это, однако могут согласиться.

Церемония очень трогательная, ведь вы уже обещаете друг другу быть вместе. Именно во время обручения священник спрашивает людей, нет ли среди собравшихся тех, кто против того, чтобы невеста и жених соединились навсегда в браке.

Можно венчаться, если вы прожили несколько лет в гражданском браке (именно так называется зарегистрированный в ЗАГСе брак). Если же вы просто жили вместе до Венчания и росписи, стоит покаяться в этом грехе в Таинстве Исповеди — секс до свадьбы называется блудом — и не совершать его более до Венчания.


Обязанности мужа и жены в браке — ответ священника

Интересно, что современные священнослужители не считают, что главнейшей обязанностью семьи состоит деторождение.

Социальная концепция Русской Православной Церкви говорит, что контрацептивные средства, кроме абортивных, не являются греховными. Люди должны уметь и иметь материальную возможность растить и воспитывать детей, для этого нужно подготовиться к их рождению.

Важнейшей совместной обязанностью супругов, целью брака является совместное духовное развитие, совершенствование себя и другого в браке, реализация своих талантов и помощь в реализации талантов супруга. И, конечно, муж и жена делят вместе радости и скорби, то есть неоправданным является оставление в опасности, в тяжелой болезни, в бедности своего супруга или супруги.

По словам апостола Павла, жены должны повиноваться мужьям, а мужья заботиться о женах. Это значит, что жена должна доверять мужу принятие важных решений, а муж стараться создать комфорт душевный и материальный для жены. Супруги должны слушать и слышать друг друга, уметь находить компромиссы.

Верность друг другу — также естественная обязанность мужа и жены в православной семье. Отметим, что существует процедура церковного развода (не «развенчания»). Измена — один из случаев, когда Церковь позволяет развестись и даже вступить в другой церковный брак человеку, которому изменили. Другими поводами являются алкоголизм, наркомания, психические заболевания, насилие в семье.


Покровители семьи, семейной жизни

Верными помощниками верующих людей являются святые. С молитвой о скором замужестве или женитьбе и о счастливом браке принято обращаться к тем святым, которые прославились благополучной семейной жизнью или творили чудеса в помощь семейным парам.

  • Святым Петру и Февронии — самой известной русской паре святых, которые прожили счастливую семейную жизнь и не расстались даже после смерти.
  • Святителю Николаю, Мирликийскому Чудотворцу — при жизни он чудесным образом помог выдать замуж трех девушек из бедной семьи.
  • Святой Параскеве Пятнице и святой великомученице Екатерине — они были преданы мученической кончине, будучи совсем молодыми, и, по свидетельствам христианок, помогают юным девушкам, терпящим несчастья.
  • Святым Царственным Страстотерпцам — семье последнего российского императора Николая II. Царь Николай и Царица Александра, его жена, жили совсем недавно, и до нас дошло множество воспоминаний современников об их настоящей любви, которая не угасла после долгих лет семейной жизни, перенеся даже свержение с престола, ссылку и смерть.
  • А также святой Ксении Блаженной Петербургской и святому апостолу Андрею Первозванному.

Молитвами всех святых да хранит вас Господь!

Мы нередко не придаём должного значения тем словам, которые встречаем в Новом Завете: в Евангелии, в Апостольских Посланиях. А там содержится мысль, которая совершенно изменяет взгляд на брак и по сравнению с тем, что было, и по сравнению с тем, что стало. Попытаюсь объяснить на примере.

В каком отношении между собой находятся различные части и детали, например, автомобиля? Их множество, из них собирается автомобиль, ибо он есть не что иное, как только совокупность правильно соединенных частей в одно целое. Поэтому его можно разобрать, разложить по полочкам, что угодно изменить, заменить

А человек – то же самое или что-то принципиально другое? Ведь, тоже, кажется, имеет множество «деталей» – членов и органов, тоже закономерно, гармонично согласованных в теле. Но тем не менее понимаем, что тело не составлено из руки, ноги, головы и так далее, не образовано из соединения соответствующих органов и членов, а является единым и неделимым организмом, живущим одной и единой жизнью.

Так вот, христианский брак – это не просто соединение двух «деталей» – мужчины и женщины, чтобы получился новый «автомобиль», которому безразлично, что в нём чему подчинено. Брак – живое тело, и такое взаимодействие членов, в котором всё находится в сознательной взаимозависимости и разумном взаимоподчинении. Он - не какая-то абсолютная монархия, в которой жена должна подчиниться мужу, или муж стать рабом жены. Православный брак – и не то равноправие, при котором не разберешься, кто прав, а кто виноват, кто кого должен, в конце концов, слушаться, когда каждый настаивает на своем. И дальше что? Ссоры-перездоры, кто кого в этот раз победит, хоть святых (иконы) выноси. И всё это в долгом-ль времени иль вскоре приводит к полной катастрофе семьи - ее распаду. С какими при этом переживаниями и бедами!

Да, супруги должны быть равны. Но равенство и равноправие – это совсем разные понятия, смешение которых грозит бедой не только семье, но и любому обществу. Так, генерал и солдат, как личности и граждане, конечно, равны, но они обладают и должны обладать разными правами. В случае же их равноправия армия превратится в хаотическое сборище людей, не способное осуществлять свою миссию. А в семье, какое возможно равноправие, чтобы при полном равенстве супругов сохранялось ее целостное единство? Православие предлагает следующий ответ на этот жизненно важный вопрос.

Отношения между членами семьи и в первую очередь между супругами должны строиться не по правовому принципу, но по принципу живого органического тела. Каждый член семьи это не отдельная горошина среди других, но живая клетка единого организма, в котором, естественно, должна быть гармония, но которая невозможна, где нет порядка, где анархия и хаос.

Хочется привести еще один образ, который помогает раскрыть христианский взгляд на взаимоотношения супругов. У человека есть ум, есть сердце. Как под умом разумеется не мозг, а способность мыслить, рассуждать и решать, так и под сердцем разумеется не орган, который качает кровь, но само средоточие человеческого существа – способность чувствовать, переживать, оживотворять все тело.

Данный образ – если смотреть в целом, а не индивидуально – хорошо говорит об особенностях мужской и женской природы. Мужчина действительно больше живёт головой. «Рацио» является у него, как правило, первичным в жизни. Женщина же живёт больше сердцем, чувством. Но как ум, так и сердце неразрывно соединены между собой и абсолютно необходимы человеку, так и в семье для ее полноценного и здорового существования совершенно необходимо, чтобы муж и жена не противостояли, а взаимодополняли друг друга, являясь, по-существу, умом и сердцем единого тела семьи. Оба «органа» равно необходимы для всего «организма» семьи и должны соотноситься между собой не по принципу соподчинения, а именно взаимодополнения. В противном случае никакой нормальной семьи не будет.

Теперь возникает практический вопрос, как этот образ можно применить к реальной жизни семьи? Вот, например, супруги покупать или нет какие-то вещи. Она: «Я хочу, чтобы они были!» – Он: «Ничего подобного, обойдемся и без них!» – И начинается накал страстей. Что дальше? Разделение между умом и сердцем? Может, разодрать на две части живое тело и бросить их по разным сторонам?

Христос говорит, что мужчина и женщина в браке уже не двое, но одна плоть (Мф.19:6), одно тело. Апостол Павел очень наглядно объясняет, что означает это единство и целостность плоти: Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Поэтому, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 15. 16. 21. 26).

Но как мы относимся к собственному телу? Апостол Павел пишет: никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф.5, 29). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что муж и жена подобны рукам и глазам. Когда руке больно, то плачут глаза. Когда глаза плачут – руки утирают слёзы.

Вот здесь и стоит вспомнить заповедь, которая изначально дана человечеству и подтверждена Иисусом Христом. Когда дело доходит до окончательного принятия решения, а обоюдного согласия нет, требуется, чтобы кто-то имел моральное, по совести, право последнего слова. И, естественно, это должен быть голос ума и необходимость добровольного подчинения ему сердца. Эта заповедь оправдывается самой жизнью. Мы ведь прекрасно знаем, как иногда чего-то очень хочется, а нам говорят: «Это не полезно». И мы признаем эти слова разумными и добровольно подчиняемся им. Вот и сердце, как учит христианство , должно контролироваться умом. Понятно о чём принципиально идёт речь – о приоритете голоса мужа.

Но ум без сердца – это ужасно. Это изображает известный роман английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн». В этом произведении главный герой, Франкенштейн, изображен очень умным существом, но не имеющим сердца – не анатомического органа тела, а способности любить, проявлять милосердие, сочувствие, великодушие и т. д. Поэтому Франкенштейна и человеком-то просто невозможно назвать.

Однако и сердце без контроля ума неминуемо превращает жизнь в хаос. Только стоит представить себе свободу бесконтрольных влечений, желаний, чувств…

Таким образом, муж, олицетворяющий ум может и должен упорядочивать жизнь семьи (так в идеале, в норме, в реальной жизни иные мужья ведут себя совершенно безумно). То есть единство мужа и жены должно осуществляться по образу взаимодействия ума и сердца в человеческом организме. Если ум здоров, он как барометр точно определяет направление наших влечений: в одних случаях одобряя, в других – отвергая, чтобы не погубить всё тело. Так мы устроены.

К подобному согласию призывает супругов христианство. Муж должен относиться к жене так, как относится к своему телу. Собственное тело никто из нормальных людей не бьёт, не режет, не причиняет ему нарочито каких-то страданий. Это главный принцип жизни, который в наибольшей степени соответствует тому, что называется любовью. Когда мы едим, пьём, одеваемся, лечимся, то по какой причине это делаем – конечно, по любви к своему телу. И это естественно, так и должно делать. Столь же естественным должно быть и подобное отношение мужа к жене и жены к мужу.

Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на одноименной секции XIV Международных Рождественских образовательных чтений

Всечестные отцы, братья и сестры!

Православие - это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие - это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство - «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) - но она слишком легко проходит; и что тогда? "На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что "влюбились" один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют "физиологической". Когда "физиологическая влюбленность" стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся" (1).

Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви - любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» - говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18, 20).

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,- пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни... Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15, 13; 1 Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф. 5, 25.)» (2).

Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», - говорит муж жене у Златоуста.

«Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

Для чего установлен брак?

Брак не есть всего лишь "способ устроения" земного бытия, не есть "утилитарное" средство для продолжения рода - хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак - это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак "тайной" (или "таинством", что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак "таинством", Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой "плотью" со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. (3)

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке - Библия - не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. (4)

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт. 1, 28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Таким образом, семья - не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака - согласию, они ставят другой, объективный фактор - форму брака - в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы(5).

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек - не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. "Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих" (6) "Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны... Когда Иисус Христос говорит: "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5,28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку - с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» (7).

Очень важно помнить, что брак - это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной... Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его "обожествления". Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого "раскрепощения" не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. "Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности... Любовь и похоть - безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого... Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые - в различных комбинациях друг с другом - призывают к половому освобождению" (8).

Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?

Христианство есть не только заповедь, а откровение и дар любви.

Для того чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в Таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью.

Высоко учение Христа о подлинном Браке! Поневоле спросишь: да возможно ли такое в жизни? "Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене (т. е. если так высок идеал брака), то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано"

(Мф.19, 1 0-11). Христос как бы так говорит: "Да, идеал брака высок, обязанности мужа к жене тяжелы; не всем этот идеал под силу, не все вмещают слово (учение) Мое о браке, но кому дано, с помощью Божией все же этот идеал достигается". "Лучше не жениться!" Это - как бы невольное восклицание учеников, перед которыми начертаны были обязанности мужа к жене. Пред великостью задачи - преобразить греховное естество – равно трепещет слабый человек, вступает ли он в брак, постригается ли он в монахи. Единство в Божественной любви, которое составляет Царсвто Божие, на земле дается зачаточно и должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Галл.6,2).

1. Прот. В. Зеньковский. На пороге зрелости М.,1991. С. 31-32.

2. С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.98.

3. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия. Клин: Фонд "Христианская жизнь". 2000. С.8.

4. Проф.С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.106.

5. Там же, с. 138 -139.

6. Прот. Фома Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1987. С.318.

7.Там же, с. 320.

8. Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом. М., 1993.С.176.

Журнал «Виноград» продолжает цикл бесед со священниками на непростые темы внутрисемейных отношений. В этом номере на вопросы «Винограда» отвечает настоятель домового храма при МГУ им. Ломоносова протоиерей Максим Козлов.

Протоиерей Максим Козлов - настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ, профессор Московской Духовной Академии. Автор книг «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни», «200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни», «Последняя крепость: Беседы о семейной жизни», «Клир и мир. Книга о жизни современного прихода». Автор более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика).

— О браке часто говорят как о крестном пути, испытании, а венчальные венцы сравнивают чуть ли не с мученическими. Как Вам кажется, это искаженная точка зрения на брак, или же она имеет свои разумные основания?

— В последний момент таинства Венчания – перед тем, как дать брачующимся крест и развернуть их лицом к народу, – священник обычно произносит такие слова: «Посмотрите друг на друга. Не я, но Церковь свидетельствует вам, что вы царь и царица, Адам и Ева. Не я, но Церковь свидетельствует вам, что вашу нынешнюю любовь и чистоту отношений можно сохранить до конца земного пути. Не верьте тем, кто в разочаровании собственным опытом будет «отрезвлять» вас, говоря о недолговечности чувств, о неминуемой усталости друг от друга, о невозможности семейного счастья. Знайте: человекам не возможное, Богу возможно. И можно и через двадцать пять, и через сорок лет смотреть друг на друга так же, как и сегодня».

Если не ставить задачу сохранения любви в браке – не привычки, не терпения, не крестоношения, понимаемого как мука и тяжкое обязательство, которое нужно донести до гроба, а сохранения любви и открытости по отношению друг к другу, – то семья может превратиться в ад. Сохранение и умножение любви в браке – непростая задача. Но она сразу ставит высокую планку отношений и одновременно задает высокую ноту супружества. Венцы, которые надеваются на головы жениха и невесты, есть не только и не столько венцы мученические, но и венцы царские – того царского достоинства и священства, о которых говорит апостол Павел и о которых вспоминает Церковь во время Венчания. В любом таинстве нам дается залог того, что может быть восполнено и взращено. В Крещении мы можем вырасти в меру мужа совершенна – в меру той новой твари во Христе, к которой все мы призваны. Увы, получается по-разному, но возможности – а не только пустые обещания – даются каждому. Таинство есть реальность, а не слова. Вот в таинстве брака даруется реальная возможность пронести супружеское единство через всю жизнь таким образом, чтобы оно могло быть продолжено в вечности. Если мы не верим в реальность этой возможности, то мы не христиане. Значит, мы относимся к Таинству не так, как учит нас Церковь. Не так много священнодействий, которые поставлены в разряд Таинства. Брак – одно из них. Об этом не нужно забывать.

— К сожалению, часто происходит так, что на смену первоначальной любви приходит взаимная усталость и раздражение, а супругов соединяет лишь привычка друг к другу и заведенный порядок общей жизни. При этом им кажется, что смысл и цель брака – сохранение семьи – достигнуты, тогда как духовное единство двух людей уже давно утрачено. Как не упустить тот момент, когда появляется первая трещина в отношениях между мужем и женой? Какие симптомы свидетельствуют о начинающемся охлаждении чувств?

— Апостол Павел говорит слова, которые относятся в равной степени и к мужу, и к жене: «Друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2). Кроме того, мы не должны забывать слова, которые звучат и во время Венчания – о том, что мужья должны любить своих жен и беречь их, как сосуд немощнейший, а жена должна иметь трепет перед своим мужем: «мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1 Пет. 3, 7); «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5, 25); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5, 22-23); «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33).

Это не просто риторика, это сам принцип отношений. Муж должен иметь любовь-жалость к тому, кто по природе своей слабее – не только физически, но и по эмоциональной организации, по степени внутренней устойчивости, впечатлительности и зависимости от воздействий внешнего мира. Эти эмоциональные проявления муж должен покрывать любовью-жалостью, а не деспотичностью восточного хозяина или капрала, отдающего приказания в казарме.

Но и жена должна помнить о том, что правильное иерархическое устроение в семье подразумевает главенство мужа. Она может давать советы, высказывать свои суждения, делиться наблюдениями… Скажу больше: мудрая жена тонко и деликатно подтолкнет мужа к принятию верного решения; мудрость же ее будет заключаться в умении тактично выдавать свои мысли за его – тем самым она убережет семью от конфликтов. Но не должно жене ставить себя на первое место, а мужу – слагать с себя ответственность. Если эти иерархические отношения в семье будут сохраняться, то семья избежит многих катаклизмов, которые сегодня все чаще и чаще имеют место между супругами, воспринимающими семью как демократический институт. Сегодня все большее распространение получает изначальная установка на такое семейное устройство, при котором супруги абсолютно равны и каждый имеет право на свой суверенитет и автономность. Как в современном обществе во главу угла ставятся пресловутые права человека, так и в семье сегодня каждый из супругов стремится отстаивать свои личные права. Вот в момент, когда в семье возникают такие стремления, супругам необходимо задуматься: именно здесь кроются истоки взаимного соперничества и многих конфликтов. Ведь в традиционной семье нет прав, а есть обязанности. Обязанность нести на себе бремя ответственности и обязанность послушания.

Мне запомнилось очень мудрое наблюдение одного опытного священника. Он говорил о ситуации, когда жена видит явную неправоту мужа, который принимает заведомо неправильное решение. Вот если жена отнесется к этому немощному решению как к послушанию и к воле Божией, то Господь обязательно обратит его во благо. На примерах разных семей я неоднократно убеждался, что это именно так. Если Христа ради смириться перед неправильным в бытовом, жизненном отношении решением мужа (сейчас я не говорю о ситуациях, где речь идет о нарушении нравственных принципов), то Господь непременно обратит все к лучшему.

Что касается обязанностей мужа, то это, повторяю, прежде всего, чувство ответственности. В наше время, когда женщина становится все более активной и профессионально востребованной, происходит искажение этих принципов. «Как ты решишь, так и будет», «делай так, как ты хочешь, только оставь меня в покое» — часто слышит жена от своего усталого мужа. В таком желании уйти от ответственности, переложить решение на плечи другого есть что-то немужеское, недолжное, что тоже дает крен в семейных отношениях.

— Понятно, что идея строгой иерархии была свойственна традиционной семье, где, пожалуй, и не задумывались об ином устройстве. Но сегодня роли женщины и мужчины в обществе и, соответственно, в семье существенно сместились. Как Вы сказали, женщина стала профессионально востребованной, у нее появились дополнительные, кроме домашних забот, сферы деятельности, и в иных семьях именно она является главным добытчиком и кормильцем. Как быть с иерархией в такой семье?

— Подобные смены ролей случались и прежде: такие браки назывались мезальянсами. Только они были связаны не столько с занятостью на работе, сколько с социальным статусом: скажем, бедный муж за богатой женой, муж-купец за женой-дворянкой. Такое изначальное неравенство, конечно, не очень благоприятствует развитию гармоничных семейных отношений. Естественно, и оно может быть преодолено сознательным усилием двух людей, когда, скажем, жена, несмотря на свой превосходящий социальный статус, не стремится поставить себя во главе, а муж не комплексует по поводу своего маленького заработка, превращаясь в фигуру этакого обиженного сидельца на диване. В связи с этим можно вспомнить фильм «Москва слезам не верит», который как раз построен на конфликте вокруг такой ситуации. Она действительно непростая, хоть и преодолимая. Но со стороны женщины сознательное умаление мужа до роли домохозяйки и принятие на себя исключительно лидерских функций не только в плане заработка денег и обретения социального статуса, но и вообще, роли абсолютного лидера – явно болезненное проявление. Причем, оно болезненно для двух сторон одновременно. Как бы женщина себя ни убеждала в том, что ей так проще жить и что муж ни на что иное не способен, кроме выполнения ее указаний и команд, в глубине души ее не может не уязвлять отсутствие мужского руководства и защиты. Такие смены ролей подтачивают как отношения между супругами, так и процесс воспитания детей, которые заимствуют модели родителей, проецируя их на всю оставшуюся жизнь. Поэтому вне зависимости от конкретики сегодняшнего социального статуса супругов лучше Богом данную природу семьи стремиться сохранить любой ценой.

— Возвращаясь к вопросу о женском послушании и смирении: как быть в ситуации, когда муж совершает очевидную ошибку? Неужели же жена, помня об иерархии, должна устраниться и безмолвно наблюдать за тем, как близкий ей человек совершает заведомо неправильный шаг?

— Когда возникают такие ситуации, лучше всего обратиться к священнику: хорошо, если у мужа и жены есть духовник, который посвящен в их семейную жизнь и к которому в решительных несогласиях они могут обратиться как к третейскому судье. Это совсем не значит, что муж и жена должны иметь одного духовника. Но в таких ситуациях обоим стоит обратиться к одному священнику, которому они доверяют как нравственному и жизненному авторитету и по слову которого они готовы поступить. Это поможет разрешить многие конфликты и разногласия. Если по тем или иным причинам нет возможности обратиться к священнику (скажем, один из супругов не хочет ни с кем советоваться), то ситуация значительно усложняется. И здесь необходимо различать типы семейных конфликтов. Если несогласие супругов касается третьих лиц – а как правило это размолвки родителей в вопросах воспитания, – то нужно исходить из приоритета пользы души детей. Если муж требует явно неправильного (например, поощряя бесконтрольное смотрение телевизора, пользование интернетом и прочие недушеполезные занятия), то жене, конечно, нужно исходить не из идеи безусловного послушания мужу, а из нравственных принципов: в данном случае – из соображений пользы души детей. Если же речь идет о личной обиде, то в этом случае мы должны руководствоваться евангельским правилом, по которому высшей нравственной победой христианина является не ответная жесткость и оскорбление, а смиренная любовь и терпение. Очень трудно в это поверить, но смиренная любовь и вправду побеждает!

— Как быть, если у каждого из супругов существуют отдельные интересы? Допускается ли наличие у мужа или жены своего личного пространства – той территории, на которую другой не заходит? И насколько естественно желание мужа или жены уединиться, отдохнуть друг от друга?

— Главное слово, которое здесь следует произнести – это слово «мера». Скажем, если под желанием «отдохнуть друг от друга» подразумевается погулять, остаться наедине со своими мыслями, иметь свободные вечерние часы для работы, для молитвы или просто для сосредоточенного покоя, то это одно. И совсем другое – если под желанием «отдохнуть» понимается махнуть в отпуск с друзьями. Нет необходимости говорить о болезненности таких побуждений. Именно поэтому я говорю о мере этих желаний. Другой важный фактор – это цель. Если внутренней установкой является собирание сил для того, чтобы жить семьей, то это не страшно. Если же такой отдых становится средоточием самой жизни, пределом мечтаний, а семья воспринимается как мучительная жертва, героизм и подвижничество, где о любви нет и речи, то совершенно очевидно, что такой брак на пути к развалу.

Другое дело, что нельзя у другого человека вымогать единодушие. Это такая вещь, которую, как и любовь, нельзя потребовать. «Будь со мной», «откройся мне душой», «о чем ты сейчас думаешь?»… Сфера внутренней жизни – настолько тонкая вещь, что любая тень принуждения рождает только обратный эффект.

— Вы говорили об обязанностях супругов. Зависят ли эти обязанности от специфики каждой семьи, характеров, степени занятости супругов? Или же, несмотря на все социальные и прочие изменения в современном семейном устройстве, существуют раз и навсегда установленные обязанности, закрепленные за каждым из них?

— Я думаю, было бы неестественно, если бы все, что связано с материнством, женой-христианкой бы отвергалось. Довольно странно, когда жена требует от мужа кормить младенца из бутылочки, брать отпуск по уходу за ребенком, а сама отправляется на работу. Понятно, что есть такие периоды в жизни маленького человека, когда он настолько близок к матери, что разлучить их в этот момент было бы, по меньшей мере, противоестественно и неправильно. Я говорю не о практически складывающемся контексте, а именно об изначальной установке супругов на смену этих традиционных ролей. Как неестественна мать новорожденного младенца, с головой ушедшая в работу, так неверна и установка мужа, избравшего в качестве главной сферы приложения сил домашнее хозяйство и переложившего материальное обеспечение семьи на плечи супруги.

Среди прочих обязанностей важно помнить о функциях отца по отношению к сыновьям и матери по отношению к дочерям: эти функции довольно странно перелагать друг на друга. В остальном никакой жесткости нет: каждая семья распределяет обязанности по-своему. Мыслительный, что в Священном писании никакого устава супружеских функций нет. Там говорится о принципе брачного союза как образа союза Христа и Церкви, о любви, о трепете и готовности принять волю другого, но не о перечне обязанностей. Поэтому, помня о главной задаче и смысле супружества, каждая семья организует свою жизнь по-своему.

— Как быть в ситуации – увы, распространенной и узнаваемой, – когда люди, многие годы прожившие в браке, вдруг понимают, что они совершенно чужие друг другу: у них нет ни общих интересов, ни взаимопонимания, что уж говорить о любви?

-… и светские люди уже подводят итоги браку, говоря, что их больше ничего не связывает, что еще есть возможность найти себе кого-то получше, помоложе, создать другую семью, реанимировать в себе тот огонь чувств, то восхитительное состояние влюбленности, в котором они когда-то вступали в брак… Что тут сказать? Каждая семья проходит периоды кризисов и испытаний. И такие моменты подтверждают, что путь крестоношения – неотъемлемый удел нашей земной жизни. Любой жизни – не обязательно в семье: будь то горечь одиночества или испытания монашества, которое отнюдь не оберегает ни от искушений, ни от кризисов, ни от разочарований. Но у христианина есть опора. Христианин знает, что Бог не дает ложных обещаний. И хоть нам и кажется, что нет конца черной полосе, что нет больше никаких сил сопротивляться, что сердце полностью иссякло, а белый свет не мил, но мы же знаем, что Бог никогда не дает испытаний выше меры! Если мы не будем отступаться, если, по слову старца Амвросия Оптинского, не имея духа любви, мы будем стараться творить по отношению к другим дела любви, то Господь, в свое время, вернет нам и дух любви.

У отца Александра Шмемана в книге «За жизнь мира» есть очень точный образ супружеской любви. Вспоминая о том, что все сказки и фильмы, как правило, заканчиваются свадьбой и сладким поцелуем влюбленных, он приводит свой образ любви, который возник при взгляде на одну пожилую пару парижан. Не слишком красивые, не слишком молодые, они сидели в осеннем Люксембургском саду, молча взявшись за руки. Все было позади, бури отошли, соблазны пережиты, и они прошли через это вместе. И эта тишина, покой и возможность сидеть рядом, держа друг друга за руки через 25-30-40 лет и есть то чудо брака, которое может быть продолжено в вечности.

Беседовала Александрина Вигилянская

«Виноград» – единственный в России православный журнал для родителей.

Читатели «Винограда» — люди, для которых семейные ценности и культурные традиции являются основополагающими понятиями. Журнал предназначен для родителей и всех, кто интересуется воспитанием, образованием и русской культурой. «Виноград» призван помогать читателям в вопросах образования, воспитания, восприятия отечественной духовной культуры.

Журнал «Виноград» — это зрелые мысли о воспитании и образовании!

Распространяется в храмах, магазинах православной литературы, киосках АиФ по всей России, по подписке.