Воспоминания из детства и юности. Почему исчезают детские воспоминания Реинкарнационика в помощь

В каждого человека наверняка есть несколько самых незабываемых воспоминаний родом из детства. Несомненно, есть и не очень приятные воспоминания, но есть и такие, которые всегда будут греть душу и вызывать улыбку. Чтоб ваши дети в будущем имели как можно больше приятных детских воспоминаний, вам необходимо действовать следующим образом:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Откройте ребенку мир книги. Совместное чтение способствует развитию фантазии и мышление, производит приятные впечатления и оставляет неизгладимые воспоминания о совместных сказочных путешествиях.
  • Научитесь слушать и слышать своего ребенка. Даже один раз попросив ребенка подождать с вопросом или просьбой, вы можете сильно обидеть его. Не нужно просить, чтоб ребенок немного подождал, ответьте сейчас, потому что потом будет поздно, не актуально. Да и вряд ли вы через пятнадцать минут станете более свободными. Очень типично для современных родителей занять ребенка чем угодно, только чтоб он не отнимал их драгоценное время и не отрывал их от работы. Но все они забывают о том, что ребенок важнее всяких дел, что работа может подождать, а ребенок растет лишенным внимания и заботы.
  • Обнимайте своих детей как можно чаще. В крепких объятиях мамы малыш чувствует все родительское тепло, заботу. Постоянные объятия позволяют расти ему беспечным уверенным в себе человеком, и придают некое чувство защищенности.
  • Создайте свой маленький семейный ритуал, традицию, которая не только станет приятным развлечением и времяпрепровождением, но и оставит неизгладимый след в памяти вашего ребенка. Потом он сможет рассказывать о нем своим детям и внукам.
  • Ужинайте всей семьей. В силу сумасшедшего ритма современной жизни довольно тяжело собраться семьей в полном ее составе и поужинать вместе. Но очень важно, чтоб хоть один прием пищи проходил в кругу семьи. Это положительно повлияет на взаимоотношения между членами семьи и доставит множество приятных эмоций.
  • Не стесняйтесь говорить ребенку о своих чувствах к нему. Многие родители считают это излишеством и, что такое проявление эмоций может избаловать малыша, но это совсем не так. Каждому человеку приятно и важно слышать и знать, что его любят. Это вселяет чувство уверенности и повышает самооценку.
  • Устраивайте праздники. Совместные приготовления и празднования сделают вашу жизнь насыщеннее и ярче. Отмечайте маленькие успехи и большие достижения своего ребенка, дарите ему праздник. Это будет стимулировать его на новые свершения. Не забывайте поддерживать его во всех его начинаниях.
  • Играйте со своими детьми. Редко можно встретить маму, которая погоняет мяча или сварит кашку из песка со своим чадом. А детям нужно, чтоб взрослые разделяли их интересы. Если вам скучно играть в кукол или катать машинки, придумайте занятие, которое будет интересным для всех членов семьи. Ведь так мило веселиться вместе! Это объединит членов семьи, доставит море удовольствия и заставит вас почувствовать себя вновь ребенком. Таким наивным, беззаботным и искренним.
  • Выполняйте обещанное. Многие родители часто обещают, но не выполняют обещанного. Это сильно ранит ребенка, и он перестает доверять им, что приводит к тому, что он сам начинает врать. Также непростительно забывать памятные и важные даты из жизни ребенка. Например, День рождения или новогодний утренник. Поверьте, если вы в силу своей занятости пропустили важный день или событие, ребенка это может сильно ранить.
  • Любите своих детей. Не только на словах, но и на деле. Показывайте им, как они вам дороги, насколько важны для вас и ваш ребенок будет несказанно счастлив.

Только родители могут повлиять на будущее своих детей и чтобы оно было счастливым, дарите детям любовь, заботу, ласку, разговаривайте с ними. Пока они маленькие, они нуждаются в вас. И только от вас зависит насколько яркими будут детские воспоминания ваших детей!

Читаем также:

  • Удивительно несложная инструкция для родителей была найдена мной в интернете. Жаль, что далеко не в каждой семье «работает» такая система воспитания для детей любого возраста — ;
  • Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся — ;
  • Повышение голоса на ребёнка зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся: разве можно как-то ещё заставить его слушаться и признавать родительский авторитет? — ;
  • Любой из родителей мечтает хорошо воспитать своего малыша. Что лично вы вкладываете в это «хорошо»? Являются ли ваши методы воспитания правильными? — ;
  • Ситуации, когда у родителей сдают нервы, в основном, типичные. Попробуем разобраться, почему мы срываемся на ребенка, и как этого избежать. —
  • Ваш ребенок подрос, и порой ведет себя настолько плохо, что начинает выводить вас из терпения. Вам кажется, что он четко знает, какие у вас самые уязвимые в душе болевые точки, и нарочно на них нажимает, просто из вредности. —

.

Мы называли их волшебными камнями. Это были просто кусочки гальки - типа тех, что покупают для аквариума, - в песочнице на детской площадке, где я играл в дошкольном возрасте. Но мы с друзьями наделяли их магическими свойствами, охотились за ними, как за сокровищем, и аккуратно раскладывали на горстки «изумрудов», «сапфиров» и «рубинов». Просеивание песка на предмет этих волшебных самоцветов - одно из моих самых ранних воспоминаний. Мне было на тот момент не более трех лет. Воспоминания из детского сада также сводятся к отдельным мгновениям: я вывожу розовыми линиями буквы на желтой бумаге, смотрю фильм о морских животных, учитель разрезает большой рулон бумаги, чтобы мы все могли пальцами в краске нарисовать свои портреты.

Когда я пробую вспомнить свою жизнь до пятого дня рождения, в памяти всплывают лишь эти проблески - как вспышки спичек во тьме. При этом я знаю, что думал, ощущал и узнавал тогда очень много. Куда делись все эти годы?

Психологи называют это драматическое забывание «инфантильной амнезией». В среднем человеческие воспоминания простираются не далее возраста трех с половиной лет. Все до этого - темная бездна. «Это феномен устоявшегося фокуса, - говорит Патрисия Бауэр из Университета Эмори, эксперт по развитию памяти. - Он требует внимания, поскольку это парадокс: маленькие дети помнят события своей жизни, при этом взрослые хранят очень малую часть этих воспоминаний».

В течение последних лет ученые наконец начали точно понимать, что происходит в мозге человека, когда он начинает забывать собрание своих самых ранних воспоминаний. «Мы надстраиваем биологическую базу», - говорит Пол Франкленд, нейробиолог из больницы Sick Kids в Торонто. Новые данные говорят о том, что мозг обязан отпустить большую часть детства - это необходимая часть перехода во взрослый возраст.

Зигмунд Фрейд дал название инфантильной амнезии в начале XX века. Он утверждал, что взрослые забывают свои детские годы жизни в процессе подавления неприятных воспоминаний о пробуждениях сексуальных переживаний.

Хотя некоторые психологи отдают должное этим заявлениям, самое распространенное объяснение инфантильной амнезии - это то, что дети просто не могут формировать стабильные воспоминания до семилетнего возраста, хотя подтверждений этой гипотезе немного. В течение почти столетия психологи полагали, что детские воспоминания не сохранялись, потому что в принципе не были долговременными.

В конце 1980-х годов началась реформация детской психологии. Бауэр и другие ученые начали изучать детскую память: например, создавали игрушечный колокол и били в него - а затем ждали, чтобы посмотреть, сможет ли ребенок повторить эти действия в нужном порядке после паузы в минуты или месяцы.

Один эксперимент за другим демонстрировал, что воспоминания детей трех лет и младше на самом деле сохраняются, хоть и с ограничениями.

В возрасте полугода детские воспоминания сохраняются как минимум в течение дня; в 9 месяцев - в течение месяца; к возрасту двух лет - в течение года.

В ходе знакового исследования 1991 года ученые обнаружили, что дети в возрасте четырех с половиной лет могут подробно вспомнить детали путешествия в Диснейленд, состоявшегося полутора годами ранее. Однако в возрасте примерно около шести лет дети начинают забывать многие из своих ранних воспоминаний. Эксперимент, проведенный Бауэр с коллегами в 2005 году, продемонстрировал, что дети пяти с половиной лет помнили более 80 % своего опыта в трехлетнем возрасте, тогда как дети семи с половиной лет помнили менее 40 %.


Эта работа выявила противоречие, лежащее в основе инфантильной амнезии: дети могут формировать воспоминания и обращаться к ним в течение первых лет жизни, при этом большая часть этих воспоминаний в конечном итоге улетучивается с гораздо более высокой скоростью, чем мы обычно забываем прошлое, будучи взрослыми.

Некоторые ученые предположили, что сохранение воспоминаний требует владения речью или ощущения собственного «я» - чего нам не хватает в детстве.

Однако хотя вербальная коммуникация и осознание собственной личности, несомненно, укрепляют воспоминания, их отсутствие не может целиком объяснять инфантильную амнезию. Как-никак у некоторых животных есть крупный и сложный мозг в сравнении с размером их тела, например у мышей и крыс, но у них нет речи или, предположительно, самоосознанности нашего уровня, но они тоже забывают свои детские воспоминания.

Тогда, значит, рассудили ученые, парадокс имеет под собой более значимую физическую основу, общую для человека и других млекопитающих с большим мозгом. Вопрос - какую?

Между рождением и ранним подростковым возрастом мозг закладывает некоторые схемы своего функционирования и укрепляет пути электрических импульсов жировой тканью, чтобы сделать их более проводящими. В процессе массивного роста мозг выстраивает бесчисленное количество новых мостов между нейронами. В ранние годы у нас гораздо больше связей между клетками мозга, чем во взрослом возрасте, - потом большинство из них рушатся.

Вся эта избыточная масса мозга - сырая глина, из которой гены и опыт формируют мозг таким образом, чтобы он соответствовал определенной окружающей среде. Без этой чистки мозгов дети не смогут выучить так много и так быстро, как это у них получается.

Как выяснили Бауэр и другие исследователи, эта способность приспосабливаться дорого нам обходится. Пока мозг переживает стадию продолжительного развития за пределами матки, большая и сложная сеть разных отделов мозга, которые вместе создают и хранят воспоминания, все еще находится в процессе развития и не в состоянии формировать воспоминания так, как она сумеет во взрослом возрасте. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые три года жизни, - наименее стабильные наши воспоминания, и, скорее всего, они исчезнут или распадутся по мере взросления.


В начале этого года Франкленд с коллегами опубликовал исследование, рассказывающее еще об одном способе, при помощи которого мозг прощается с детскими воспоминаниями: они не просто бледнеют, но и скрываются. Несколькими годами ранее Франкленд с супругой Шиной Джосслин - также нейробиологом, начали замечать, что мыши, которых они изучали, демонстрировали худшие результаты во время тестов на память после того, как проводили некоторое время в клетке с беличьим колесом.

Супруги знали, что упражнение на колесе способствует нейрогенезу, росту новых нейронов, в гиппокампе - зоне мозга, которая играет ключевую роль в процессе памяти. И хотя нейрогенез в гиппокампе мозга взрослого человека очевидно укрепляет способность узнавать новое и помнить, Карл Дейссерот из Стэнфордского университета и другие исследователи предполагают, что он также может требовать некоторое количество забывания.

Так же, как в лесу есть место лишь для определенного количества деревьев, гиппокамп может содержать лишь определенное число нейронов. Новые клетки мозга могут занимать территорию других нейронов или даже заменять их, что, в свою очередь, может разрушать или переиначивать маленькие цепи, хранящие отдельные воспоминания.

Получается, высокий темп нейрогенеза в детстве частично ответственен за инфантильную амнезию.

Чтобы доказать эту гипотезу, Франкленд и Джосслент переместили маленьких и взрослых мышей из привычной небольшой пластиковой коробки в более просторные металлические клетки. В новых контейнерах они наносили грызунам небольшой удар электрическим током. Мыши быстро стали связывать металлические клетки с электрошоком и тряслись от ужаса всякий раз, когда их помещали в эти условия.

Мыши-малыши начинали забывать об этой связи уже через день, взрослые мыши - помнили ее. Однако если после ударов током взрослые грызуны бегали по колесу, стимулируя таким образом нейрогенез, они начинали в своей забывчивости походить на детенышей.

Прозак, который также стимулирует нейрогенез, имеет тот же эффект. И наоборот, когда ученые замедляли нейрогенез у детенышей с помощью лекарств или генной инженерии, юные звери формировали гораздо более стабильные воспоминания.

Чтобы внимательнее изучить то, как нейрогенез меняет память, Франкленд и Джосслин использовали вирус для внедрения гена, кодирующего зеленый флюоресцентный белок в ДНК только что выросших клеток мозга мышей. Сияющая окраска продемонстрировала, что новые клетки не заменяли старые; они, скорее, присоединялись к уже существующей цепи. Это говорит о том, что технически множество маленьких цепей нейронов, которые хранят наши ранние воспоминания, не уничтожаются нейрогенезом. Вместо этого они тщательно реструктурируются, что, вероятно, объясняет, почему изначальные воспоминания так сложно восстановить.


«Мы думаем, что это вопрос доступности, - комментирует Франкленд. - Но это также и вопрос семантики. Если к воспоминанию невозможно получить доступ, значит, оно фактически стирается».

Эта перестройка цепей памяти означает, что, хотя некоторые из наших детских воспоминаний действительно стерты, другие сохраняются в зашифрованном, искаженном виде. Исследования говорят о том, что человек может восстановить как минимум некоторые воспоминания детства, реагируя на определенные подсказки, - вызывающие возникновение в памяти каких-то моментов, связанных, к примеру, со словом «молоко». Или представляя дом, школу или особое место, связанное с определенным возрастом, которое позволяет всплыть релевантным воспоминаниям самим по себе.

Однако даже если мы сумеем распутать какие-то отдельные воспоминания, которые пережили смутные циклы роста и упадка в детском мозге, мы никогда не сможем полностью им доверять - некоторые из них могут быть частично или полностью выдуманными.

Исследование Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвайне показало, что наши самые ранние воспоминания часто представляют собой необъяснимую смесь из реальных событий, рассказов других и сцен, выдуманных нашим бессознательным.

В ходе ряда поворотных экспериментов в 1995 году Лофтус с коллегами дали добровольцам короткие истории об их детстве, полученные от родственников. Участники исследования не знали, что одна из этих историй - о том, как они заблудились в торговом центре в возрасте пяти лет, - была главным образом выдумкой. Четверть участников сказали, что помнят такой случай. И даже когда им сообщили, что одна из историй была сочинена, некоторые участники не смогли понять, что речь идет об инциденте в торговом центре.


Когда я был маленьким, я потерялся в Диснейленде. Вот что я помню: на дворе декабрь, я рассматриваю игрушечный поезд в рождественской деревне. Обернувшись, понимаю, что родители исчезли. Меня охватывает ужас, я начинаю бродить по парку в поисках. Ко мне подходит незнакомец и отводит к гигантскому зданию с кучей экранов, на которых показывают записи камер наблюдения. Вижу ли я родителей на одном из них? Я не видел. Мы возвращаемся к поезду, где я нахожу родителей. Бегу к ним в объятья, охваченный радостью и чувством облегчения.

Недавно я впервые спросил маму, что именно она помнит об этом дне в Диснейленде. Она сказала, что это было летом и что в последний раз они меня видели возле путешествующих по «джунглям» корабликов, а совсем не возле железной дороги у входа в парк.

Как только они осознали, что я пропал, они сразу обратились в Центр розыска. Сотрудник парка действительно нашел и привел меня в центр, где меня успокоили порцией мороженого.

Я был сбит с толку тем, что ее история так сильно противоречит тому, что я считал очень точным и четким воспоминанием, и попросил маму найти в старых фотоальбомах доказательства, но она смогла отыскать лишь снимки из предыдущей поездки в Диснейленд. Видимо, у меня никогда не будет четких свидетельств того, что тогда случилось. Остались лишь мерцающие, как пирит, крошечные осколки прошлого в голове.

В моём детстве не было того, что имеет нынешняя детвора. Поющие, говорящие куклы, машины на аккумуляторах, компьютеризированные игрушки и многое другое, это просто фантастикой было в те времена!

Но я считаю, что у меня были самые наилучшие игрушки! Телевизор, по которому можно было смотреть цирковые аттракционы, посуда столовая, в которой я готовила настоящие блюда и угощала ими своих друзей и близких. Автомобиль с педальным двигателем голубого цвета! Я на нём просто шиковала, и мне завидовали все мои подружки. Была швейная машинка, на которой я и осваивала азы швейного ремесла. Я дорожила ей! Но, к несчастью, у меня её украли детишки, которые завидовали моему счастью, но думаю, они не желали мне зла, просто хотели проучить за то, что не давала им пользоваться своими игрушками. Так как не у всех было то, что имела я. Но я не могла распоряжаться ими без разрешения родителей, ведь они с таким трудом зарабатывали деньги, чтоб угодить моим прихотям. Я была очень упрямым и капризным ребёнком... А добрыми феями были, конечно же, мои родители, которым, как я сейчас понимаю, было очень нелегко это исполнять, ведь мы жили не богато...

Моей несбывшейся мечтой остались малюсенькие пупсята, которых трудно было найти в магазинах. Это такие крохотные куклята, у которых свободно двигались ножки и ручки, мне очень нравилось шить им одёжку: ползуночки, распашонки, чепчики, пелёнки.

У одной моей городской подружки Лены был именно такой! И когда она приезжала на лето погостить у своей бабули, то обязательно привозила их! Я с радостью приглашала её к себе в гости во двор поиграть, зная, что она принесёт этих любимых мною крошечных пупсиков.

В нашем дворе был построен хороший домик для кур, но куры в нём не желали жить, уходили всегда к соседям. Сделан он был из хорошего самана (такой кирпич из глины и соломы). С одной стороны было окно глубокое, с другой — дверь деревянная, которая закрывалась на вертушку. В курятник был проведён электрический свет. Словом, отличное жильё! Которое мы, сестрёнки и подружки, немедленно приспособили для игр! Полы застелили матрасами и дорожками, чтоб можно было там сидеть. Площадь его была небольшая, примерно около четырёх квадратных метров. Что и говорить?! Куры наши, обидевшись, вообще не вернулись к нам. А мы, воспользовавшись этим, зажили в этом домике! Подружки с раннего утра шли к нам. Приносили своих кукол. И мы до позднего вечера, пока родители не кликнут, играли там в «дочки — матери»!

Счастливые были времена! Не было роскоши, но была искренняя, человеческая любовь! Корысти и лицемерия мы не знали. Да, куда там! Наивные и доверчивые!..

Насколько помню, подруг у меня было мало, но зато я очень любила дружить с пацанами. Ребята так же играли с нами в «дочки-матери», но они, естественно, были «папами» или «разбойниками».

Ну, вернусь к тому, что я любила приглашать Лену, девочку из города, к себе во двор, а точнее, в этот самый домик! Когда она приносила пупсика и других кукол, то я немедленно старалась поменяться с ней своими куклами на её пупса. Сама Леночка среди нас, местных, смотрелась белой вороной. В буквальном смысле слова. Её кожа от нашей отличалась своею ослепительною белизною, блондинка с длиною, густой косой. Мы же были очень загорелыми и смуглыми, с черными густыми волосами. Да! В нашей глухой деревушке не было никаких развивающих спортивных секций, танцевальных залов и других подобных занимательных мероприятий. Только начальная школа и клуб, в котором мы выступали по праздникам. Но, когда мы играли в нашем излюбленном домике, тогда мы ещё не учились в школе. Поэтому нам было очень интересно знать, как живут люди в городе и чем?! Когда Лена что-нибудь рассказывала, мы многое не понимали, слушали, приоткрыв рот и удивлялясь. И каждая из нас мечтала побывать на её месте! Вот попасть бы в город и посмотреть, как там и что... Мы были диковатыми, но зато крепкими и дружными! Мы делились с Леной опытом своей деревенской жизни, а она — городской. Сейчас смешно всё это вспоминать! Спустя годы, когда я закончила третий класс начальной школы, меня отправили учиться именно в тот город, в котором и жила та самая Лена.

Для разнообразия нашей беззаботной жизни мы, кроме как в куклы, играли в другие интересные игры. Вот одна из них, которая немного приключенческая и романтичная! Называется она «Секретики». Не помню, откуда она дошла до нас, но в семидесятые годы в нашем посёлке была популярна. Надо было создать как можно больше и как можно более красивых «секретиков», затем спрятать их в таких местах, где трудно было б их найти. В ход шли и фантики от конфет, и ракушки, и бусинки, и всё, что блестит. Обычные места где мы их прятали, — задний двор или свалки, которые находились за дворами. Они у нас ассоциировались, наверно, с горами или островами в наших-то степях. Мы любили там что-либо искать и находить. Ох, и получали тумаков от родителей, когда домой приходили грязные как поросята!

Мы с сестренкой Светой делали свои «секретики» так. Любой красивый блестящий фантик от конфеты разглаживали ладошками, выбирали место, в тайне от других его готовили (раскапывали неглубокую ямочку в земле), в неё клали расправленный фантик, затем его накрывали сверху прозрачным осколочком стекла. И, наконец, завершающий этап! Всё это засыпали и сравнивали с поверхностью земли, чтобы никто не нашел наш «секретик». Ведь надо было найти как можно больше чужих «секретиков», но желательно, чтоб другие не нашли твои. Побеждал тот, чей «секретик» окажется красивее других! Эта игра мне очень нравилась!

По вечерам летом любили играть в «казаков-разбойников», в классики, прыгать со скакалкой. Лапта, «брехучий телефончик», «садовник», «самовар», «сердце», «ножички», «догонялки», «прятки» и многое другое — все эти игры помогали нам развиваться и физически, и интеллектуально, а главное — давало возможность лучше узнавать нрав окружающих людей, живущих с нами в одном посёлке!

Наш дом находился почти у берега пруда. Единственное чудо природы, которое украшало нашу местность! Он был великолепен! Большой извилистый водоём, с прозрачной водой, берега которого густо покрыты разнообразной зеленой травой. Могучие ветвистые старые деревья в соседстве с молодыми деревцами окружали наше местное достояние. Там же находился «партизанский» лесок, который состоял из молодого тополя. Почему «партизанский»? Да потому, что в времена войны, по рассказам наших дедов, в таких лесах останавливались партизаны. Сомневаюсь, что именно в том тополином лесочке могли прятаться партизаны — слишком молодо он выглядел! Но молодёжь его очень любила, ведь это отличное место для уединения. Там часто гуляли молодые парочки, а по праздникам — целые группы отдыхающих. Пруд разделял наш посёлок на две части.

Весной, когда прилив воды, часто случались ужасные наводнения — вода выходила из берегов и заливала основную дорогу села и даже дворы. Но нас, детвору, это всё только забавляло! Журчание ручьёв и поток воды заманивал нас перейти затопленную дорогу самостоятельно, а также попускать кораблики, что приводило чаще всего к разочарованиям. Поток бывал мощным и глубоким, он сшибал нас с ног. Вспоминаю такой случай. Младший брат моей матери, Андрей, который был старше меня на один год и доводился мне дядей, был заводилой в нашей неразлучной «тройке», где кроме него была я и моя двоюродная сестрёнка Светлана. Она же моложе меня на девять месяцев. Все мы почти погодки. Но всюду были вместе! Так вот, когда мы были все ещё дошкольниками, в один из таких весенних дней мы вышли погулять на улицу. Но нас потянуло проверить, насколько пруд переполнен водою.

Как вы уже догадались, мы направились туда, куда не стоило идти! Место, находившееся вблизи клубного здания и задних дворов жилых домов, было густо усажено высокой полынью, за которой нас, детишек, трудно было увидеть. Андрей среди нас троих ведущий. И поэтому мы следовали за ним, а он тем временем решил исследовать дорогу сам, прежде чем мы, его племянницы, сделаем какой-либо шаг вперёд. Он направился сквозь полынь выяснить, где нам можно будет перейти эти заманчивые ручьи, чтобы попасть на другую сторону улицы, на которой находился дом нашей бабули и его матери. И вдруг нас охватывает дикий ужас. Андрей начал тонуть. Там, куда он ступил, оказывается, находилась глубокая канава, которую затопило водой и сравняло с уровнем обычной лужи. Мы в панике! Что делать? Наша помощь ему не пошла на пользу, да и что мы могли сделать? Но наконец-то сообразили и позвали на помощь взрослых! Бабушке сказали, что Андрей наш тонет. Она в ужасе побежала. К счастью, его вытащили и отнесли домой. Вся его одежда и сапоги вымокли до последней ниточки. Ух, и попало нам за самовольство! А случай послужил уроком в нашей дальнейшей жизни. Желание лезть при наводнении в лужу отпало. Но на этом наши испытания не закончились! Мы находили себе другие приключения, о которых наши родители, возможно и не знают до сих пор!..

Луценко Елена

Комментировать статью "Приятные воспоминания детства... "

Еще по теме "Приятные воспоминания детства...":

Сегодня на меня накатило опять про еду:) Простите, что опять к ночи:) Вспомнила про семейные рецепты, наверное немного национальные. Первое, что пришло в голову, это куриный суп с галушками. В России, наверно, они называются клецками. В почти сваренный куриный суп вместо вермишели кладется по ложечке густое тянучее тесто, (мука, яйцо, соль, сода-уксус и несного воды). Эти смешные облачка быстро всплывают и в три раза вырастают в размере. В супе еще всегда много зелени. Интересно, что муж и...

Что следует сделать вместе с вашим ребенком, чтобы счастливые воспоминания детства остались на всю жизнь: 1. Пускать вместе солнечных зайчиков. 2. Прорастить вместе семена. 3. Вместе с ребенком скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10...

Прохожу сейчас тренинг, и надо написать свои воспоминания о роли мамы в детстве. Обнаружила ужасную вещь - у меня почти нет воспоминаний и маме... Не понимаю почему.

Не-не-не, ностальгировать по детству не буду, у меня оно было счастливое, советское, безоблачное, но и на сейчас грех жаловаться. Хотя память человеческая забавно устроена: что-то мы помним отчетливо, а что-то напрочь забываем - и только мамины рассказы вызывают смутные воспоминания. Я вот до сих пор наизусть помню стихотворение про резиновую Зину, которое картавила наизусть в 2 года под запись на бобинный магнитофон Весна (папа-мама были продвинутые пользователи, даже стиляжили в далекие...

у меня приятные воспоминания >. Хотя были и елки, и гости, и гулять нас таскали, и салюты-феерверки. Поездки на елки-утренники это вообще самый ужасный-ужас детства. мандарины вот разве что...

1. Пускать солнечные зайчики. 2. Наблюдать как прорастают семена. 3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10. Приготовить жженый сахар в ложке. 11. Вырезать гирлянды бумажных человечков. 12. Показывать театр теней. 13. Пускать...

Каждое воспоминание детства трогательно и приятно. Я благодарна моим родителям за то, что они очень любили друг друга и их стастье заливало все мелкие неприятности. Бабушка - отдельное её спасибо, свою жизнь посвятила для меня.

Какие у вас воспоминания от детства? Вот я думаю, неужели исключительно у меня была настолько бедная семья....? У меня воспоминания наоборот - есть некоторые отрицательные моменты на общем приятном фоне...

Воспоминания с детства что то начала часто вспоминать наше детство, хоть и не было у нас телеков по 50 дюймов и компьютеров всяких (ну хотя потом появлятся начили сначала как сейчас помню спектрум, потом дэнди, потом сега, потом персональный купили), и мобильников, а так...

Самые яркие воспоминания моего детства и самые радостные - это совместные отпуска с родителями на море. Меня возили с года, потом сестра прибавилась, где мы только не были (я Россию имею ввиду, ну и Крым).

Пожалуй, мне приятно вспоминать своё детство. Вот на этом собственно и кончилось детство золотое. Все воспоминания об отношениях с родителями в то время (за исключением разбора школьных полетов) светлы и безоблачны.

Одно из самых приятных воспоминаний - мой день рождения в 4 года - очень хорошо помню весь праздник. Вот его я и помню, и как земля удаляется... Но это не самое яркое воспоминание из детства.

Воспоминания о елке. -- посиделки. Детская психология. До сих пор эти воспоминания - сказка детства... Максимова и Васильев в "Щелкунчике" 31 декабря... аааах! Поэтому елки... гм... как теперь мОлодежь говорит... "не катили".


Наверное, скоро умру. Мне видится детство всё чаще и чаще.

Воспоминания - это богатство старости.
Фаина Раневская

До старости мне еще далеко, хоть уже три года пенсионерка!
Тем не менее, очень часто вижу яркую картинку из далекого, увы, невозвратного, детства…

…Огромное синее-синее небо над головой, по которому величаво, неторопливо движутся белые кучерявые облака, рисуя причудливые картины.
Мимо проплывают ярко – зеленые холмы, с седыми проплешинами ковыля, поля, с цветущей гречихой, от которой стоит необыкновенный чудесный медовый аромат… Где-то там, в вышине, поют жаворонки, а в траве стрекочут кузнечики. Моя голова, с тугими косичками запрокинута в небо и слегка кружится от счастья и восторга: я лежу, мурлыкая песенку, на овчине в телеге, которую катит мой любимый Пегашка – старенький, серый в яблоках, коняга. Пегашкой управляет моя бабушка Пана, мы едем с ней на «кошару», - летнюю стоянку, где они с дедушкой Петей пасут овец…Петр Васильевич- мой дед и бабушка Павла Петровна – родители моего отца – были чабанами в совхозе. А я приехала к ним на каникулы!..
Как жалко осознавать, что после развала Союза, деревеньки в степи медленно, но верно, вымирают. Никто не сеет гречиху, пшеницу; уже не пасутся на сочных травах тучные стада овец и табуны быстроногих лошадей… Совхозы уже давным- давно «почили в бозе» …

У дедушки с бабушкой – большая семья! Семеро сыночков и «лапочка-дочка». А еще приемных двое: девочка постарше и мальчик маленький, от умершей сестры бабушки остались. Всего они вырастили и воспитали десять детей! Честь им и хвала! А когда дети стали взрослыми и родили своих детей – у дедушки с бабушкой оказалось 33 внука и внучки! И все они- мои двоюродные братья, и сестры. Это только по отцовской линии.
По маме- всё гораздо скромнее. Мою маму- единственную дочь - бабушка родила в 41 год, когда замуж вышла за вдовца, с сыном. Примечательно то, что родители моих мамы и папы- были однофамильцы, так, что маме даже фамилию менять не пришлось!

…Каждое лето мы с сестрой ездили на каникулы к бабушке и дедушке, это было такое счастье- вновь оказаться на своей малой Родине!
Помню, однажды, папка повез нас, на своем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» с коляской, в деревню– а, это без малого четыреста километров! В коляске мы с сестрой ехали по-очереди, так как тряска по грунтовой дороге была необыкновенная. Ехали долго- долго, целый день. Начинало уже смеркаться, до деревни еще километров пятьдесят. А в фаре мотоцикла перегорела лампа! Нам с сестрой было очень страшно… До сих пор не могу понять, как по проселочной дороге, в кромешной темноте, мы умудрились добраться до места целыми и невредимыми? Конечно, папка был профессионал – водитель от Бога! Жаль, что рано ушел из жизни, ему было всего 55 лет…

Отец мой всю свою жизнь был связан с автотранспортом, на каких только видах автомобилей не работал! За руль машины меня посадил, когда еще в третьем классе училась. В шестом – я уже вовсю гоняла на мотоцикле.
Вот и на каникулах очень любила, когда папка доверял мне руль мотоцикла, сам садился на заднее сидение, а я, - счастливая и довольная,- давила на газ, и мы ехали из деревни по степным дорогам на «кошару» к бабушке и дедушке.
Помню, с двоюродным братом Сашей, который старше на год, у нас всегда была конкуренция. У его отца – моего дядюшки Гены – был «Урал»,- крутой по тем временам, мотоцикл с коляской. И мы частенько устраивали соревнования, кто из нас быстрее довезет своего отца к бабушке и дедушке по разным дорогам, благо их в степи было очень много! А еще соревновались, кто из дедовой «мелкашки» - мелкокалиберной винтовки- попадет по пустой банке. Память стерла - кто из нас был точнее тогда…

В своих детских воспоминаниях чаще вижу отца, возможно потому, что он нередко брал меня с собой и на работу в гараж, и в поездки.
А мама со своей работы приходила поздно, потом занималась домашними делами и хозяйством: в ту пору держали корову, свиней, кур
.
…Я лежу на асфальте лицом вниз... Поднимаю голову, больно подбородок, а вдаль убегает папкин «Москвич», в котором я только что сидела. Быстро – быстро так удаляется, только из выхлопной трубы сизый дымок вьётся! Кругом лес, а шоссе «серою лентой» впереди и позади меня… А, дальше, помню, уже дома папка говорит нам с сестрой: «Маме ничего не рассказывайте!» … Оказывается, я выпала на ходу из машины, когда мы возвращались с речки. Я набрала целый ворох цветов, уселась на переднее сиденье, сестра моя с соседской девочкой - на заднее. Видимо, не закрыв плотно дверцу машины, когда выезжали с проселочной дороги на мост и шоссе; я, наклонилась, чтобы собрать упавшие под ноги цветы, и локтем открыла дверцу…Папка со страху, когда я выпала из машины, вместо тормоза надавил на газ! Мне тогда было лет семь, может, восемь…Шрам на подбородке остался до сих пор.

…Еще одно яркое воспоминание: мне 4 года, Ольге- моей младшей сестре, - три. Мы идем, взявшись за руки, через большое зеленое поле к маме на работу. Где-то там, далеко, виднеются цистерны автозаправки, где работает наша мама…Светит яркое солнце, трава цепляется за коленки и, вдруг! Сороконожка! Большая, цветная, краси-и-ивая! Как на картинке,- мультиков тогда, и в помине, не было…Почему-то мы называли ее «сороко-бочка». А сестра испугалась! Пришли к маме, наперебой рассказывали о такой необыкновенной встрече…

Когда мне было три года, через меня перепрыгнула корова -наша Зорька, которую мама пришла подоить. Я сидела на корточках, а корова, вдруг, взбрыкнула, побежала и перепрыгнула через меня – с тех пор, наверное, я плохо вырастала,- есть такая народная примета! Уже в возрасте шести лет моя младшая сестра была выше меня на пол-головы, а потом и, вовсе, переросла на 10 сантиметров. А, я так мелкой и осталась – метр с кепкой!

А еще, меня клевал индюк! Огромный такой, страшный и крикливый! Тряс своей ярко-красной бородкой и жутко так кричал! А я – маленькая, в бардовом пальтишке, шапка на глаза сдвинулась…Почему не убежала, сейчас и не помню. Наверное, от страха и ужаса, не смогла с места сдвинуться! Говорят, индюки, как и быки, красный и бордовый цвет терпеть не могут, вот и – нападают.

Странное дело, воспоминания посыпались, как из рога изобилия! Вот что значит, заставить память немного напрячься…

…Вижу отца своего с высоты кабины комбайна. Он внизу что-то ремонтирует, а я забралась наверх.
Кричу ему сверху: «Папка!»
Он от удивления роняет большой гаечный ключ, который падает со стуком: «Ты как туда забралась?»
А вот, наказал он меня или нет – не помню, мне было года три в ту пору.

Наша семья: отец с матерью, бабушка с дедом, я и сестра жили в маленьком селе, затерянном среди сопок в степи, где-то, недалеко, находился военный аэродром. Однажды, выйдя из дома я испугалась так, что маме пришлось меня «ладить» у какого-то дедки, он шептал надо мной заговоры и лил воду. Испугалась огромного ревущего самолета, который, казалось, падает на меня всей своей стальной массой. С тех пор боюсь низко летящих самолетов, их рев вызывает у меня панический ужас.

Родители моей мамы – Евгений Иванович и Мария Петровна жили вместе с нами. Дедушка был заядлый рыбак и мастер на все руки. Делал все сам: стулья, этажерки, даже ванну из алюминия! Бабушка Маня – домохозяйка – мастерица. В былые времена овчинные полушубки для военных шила сама на руках, без всякой машинки. Помню её яркие и красивые лоскутные одеяла, тоже сшитые на руках! Мы с сестрой так любили разглядывать эти разноцветные лоскуточки… А, какие вкусности она готовила! Остались в памяти ее блины из рыбьей икры, ярко- оранжевого цвета и необыкновенные печенюшки – «ночешники», которые так и таяли во рту. Когда мы с сестрой были совсем маленькими, дедушка катал нас по снегу в той самой алюминиевой ванне, а еще рисовал на снегу разных сказочных героев, огромных размеров. Однажды, когда дедушка рисовал, мы с сестрой увидели сидящего на столбе электрика, так напугались, заорали благим матом: «Бабайка, бабайка!» - и пустились наутек…

Дедушка с рыбалки приносил всегда очень много разной рыбы и вываливал ее, большой кучей, на брезент в сенцах. Однажды я увидела, что рыба живая, шевелится и открывает рот. Подошла поближе, присела на корточки и – засунула пальчик в открытую пасть! Она сомкнула зубастые челюсти… Это была щука!

Когда мне шел шестой год семья наша переехала поближе к городу, в небольшой поселок.
Запомнилась такая картинка: на зеленой травке ярко- желтые цыплятки пасутся, мы с сестрой прилегли рядом на покрывале, а деревья вокруг большие-пребольшие! Это был привал на Агинском хребте. Дорога дальняя, ехали целый день. Так мы из степных краев оказались в лесном поселке, где началась совсем другая жизнь…

В 1 класс школы мы с сестрой пошли вместе: в 1966 году мне уже было почти восемь, а сестре еще не исполнилось семи лет. Но, 25 ноября ей исполнилось семь, а мне восемь – только 6 декабря. И вот в этот короткий промежуток времени -11 дней мы с ней обе были одного,- семилетнего возраста! А всё потому, что мама родила нас с разницей в 11 месяцев. И хотя, мы с ней совсем не похожи внешне, нас в детстве и юности считали двойняшками.

В то время в поселке, не было никакого общественного транспорта, впрочем, как и везде, кроме города; в школу ходили пешком на другой конец поселка, где-то минут сорок пути. При этом нужно было пересечь шоссе (по-нынешнему – федеральную трассу) и железную дорогу, которая круто уходила за сопку, поэтому с той стороны, идущего поезда, издалека не было видно. Гремящий железнодорожный состав, несущийся на огромной скорости, возникал всегда как-то неожиданно. На этом участке железной дороги часто происходили несчастные случаи, в основном с детьми. Соседский мальчик Андрюша, второклассник, трагически погиб, когда, возвращаясь из школы, перебегал железную дорогу…

А вот - другая история: в первый раз в первый класс мама нас привела сама- это был всего лишь один день. А потом уже мы с сестрой ходили одни, так как мама работала, а бабушка была старенькая. Мама показала нам на часах, в какое время нужно было выходить, чтобы не опоздать.
Однажды, я перепутала стрелки часов и стала подгонять сестру, чтоб быстрее идти на урок. Она сопротивлялась, я схватила её за косу и потащила силой. Так и волокла почти всю дорогу. Дошли до школы – она закрыта. Оказалось – пришли на целый час раньше!

Мама воспитывала нас с сестрой в строгости. Помню, всегда очень боялась ее взгляда темно-карих глаз. Ей ничего говорить не надо было, достаточно взглянуть. Тут же сердце убегало в пятки.
Ловлю себя на том, что до сих пор мамин строгий взгляд оказывает на меня магическое действие… На протяжении 36-ти лет, с юности, я курила, но всегда пряталась от мамы. И она об этом не знала, хотя, может быть, догадывалась…

Сейчас моей маме 81 год. И я очень скучаю по ее любящему и строгому взгляду, ведь нахожусь от нее вдали, за тысячу сто километров… Всё же стараюсь использовать каждую возможность приехать домой, хотя бы раз в два месяца…

Где-то в начальных классах я не могла решить задачу и попросила маму помочь. Она какое-то время мне объясняла, понять я не могла, потом терпение мамы лопнуло, она взяла меня за косу и «натыкала» головой в тетрадь. Больше мама никогда и ничего мне не объясняла. Кстати, и я со своими детьми уроки не делала, всегда говорила, что знания приобретать - это прежде всего, в их интересах…

После 8 класса мы с сестрой сдавали экзамены.
Мама сказала: «Сдадите на пятерки – куплю коробку «Птичьего молока».
Мы постарались – сдали на пятерки все четыре экзамена! Только вот после восьмого класса я пошла в техникум, а сестра продолжала учебу и закончила 10 классов.
Как меня уговаривала директор школы, чтобы не уходила, училась дальше! Но я уперлась: мне нужно быстрей выучиться, чтобы маме помогать!
Ага, «помогла»: закончила техникум и родила ребенка…Вообще-то я хотела поступать в театральное училище в другом городе, куда нужно было ехать поездом почти сутки. Но, вероятно, маме страшно было отпускать пятнадцатилетнюю девчонку, в такую даль. Поэтому, вместе с тетей они уговорили меня поступить в строительный техникум, главное, что находилось это учебное заведение в городе рядом, всего в сорока километрах от нашего поселка.

Впервые на сцену я вышла в первом классе, была ведущей какого-то ответственного концерта. А еще и песенку пела - «Любитель - рыболов» называется.
Песни орать, надо сказать, с сестрой мы очень любили! Куда-нибудь в лес едем с папкой на мотоцикле – поем во всё горло, потом он на автобусе работал, маленьком таком, с носом – едем, болтает нас по салону, а мы- поём, нам всё нипочем!
За наше «песенное творчество», однажды, чуть было, не выгнали из пионерского лагеря, - это было после третьего класса. Кто-то научил нас песенке про козу, где упоминалось слово «попа». Вот мы с сестрой качаемся на качелях, громко поем эту песню, ребятишки рядом хохочут. А, проходящая мимо, старшая вожатая, услышала, и потащила нас к директору лагеря. Было ужасно стыдно и страшно!

По окончании первого класса, мама перевела нас в школу №2, которая находилась совсем на другом конце поселка, но, так же далеко, как и первая.
Но, хотя бы, через железную дорогу не нужно было переходить. Ну, а, шоссе пересекали каждый день.
Однажды, мы шли со школы, а, несущаяся мимо машина, сбила большую собаку, прямо у нас на глазах! Собака была еще жива, мы ее оттащили на обочину, не знали, как помочь… Немного погодя, собака умерла… Как мы плакали с сестрой тогда…

В школе я училась с удовольствием и почти отлично, была «любимчиком» у преподавателей.
Учительница литературы Александра Алексеевна вела кружок, где я была «примой»: читала стихи, играла главные роли в спектаклях.
Спектакли ставили на тему литературных произведений. Помню, в воинской части играли постановку по мотивам поэмы А. Пушкина «Алеко».
Я была главной героиней –Земфирой, которая в конце спектакля погибает от ножа ревнивца. Сраженная, я упала на сцену – занавес закрылся. Аплодисменты. Видимо, не выйдя из образа, я не успеваю встать, а занавес вновь открылся! Я лежу…Зал покатился со смеху…

Все свое детство была искренне уверена – что я – исключительный человек, не такая как все, особенная! Наверное, поэтому со мной и происходили разные истории, когда у остальных было все в порядке. Так, в первом классе, зимой, всех повели на экскурсию на замершую реку Ингода.
Я умудрилась лизнуть крупную льдинку и, намертво, приморозить к ней язык. Пришлось отрывать, с кровью и болью!

Когда училась в третьем классе, мы ходили в дальний поход на речку Кручина, учительница нам рассказывала и показывала много интересного.
А когда переходили речку, перепрыгивая по крупным камням, поскользнувшись на мокром валуне, одна из всех,- я- свалилась в воду!
Учительнице пришлось разводить костер и сушить мою мокрую одежду.

Другая история с костром, уже более трагичная. Наша школа принимала участие в военно-спортивной игре «Зарница», я была шестиклассницей.
Игра была районного масштаба, поэтому нас привезли на автобусах за город, где-то в районе поселка Смоленка расположился палаточный городок.
Меня назначили дежурной по кухне: на большом костре в двух ведрах готовили кашу и варили чай. Большим черпаком я взялась размешивать кашу, а она на дне пригорела. Потянула посильнее черпак - и два ведра: с кипятком и кашей,- опрокинулись на меня вместе с таганом!
Кипятком мне ошпарило обе ноги, «по самое не хочу» … Классная руководительница, растерявшись, стала заворачивать на мне трико…вместе с кожей. Как не случилось у меня заражения крови- удивляюсь до сих пор!
Старший пионервожатый на руках унес меня в палатку, где долгое время, в ожидании скорой, я периодически впадала в забытье от ужасной боли и страха.
На следующий день, уже в больнице, меня опрашивал милиционер, как все произошло.
Слабым голосом отвечаю: «Я мешала…»
Он улыбается- «Кто мешает –того бьют!»

Где-то в «Одноклассниках», недавно увидела фотографии ребят из пионерского лагеря «Огонек», в котором отдыхала несколько лет подряд на летних каникулах. И сразу волной захлестнуло щемящее воспоминание пионерского детства…
Запах прогретой солнцем хвои и соснового бора; огромные сосны, через ветки которых золотыми лучами льется солнечный свет; ежедневные построения и линейки с поднятием флага; звездное небо, в которое летят искры высоченного прощального костра – всё это было так прекрасно, романтично, удивительно!

И фотографии весеннего буйства нашего Забайкальского багульника навевают на меня, не менее романтичные, воспоминания…
Наша улица заканчивалась лесом. В середине мая, только войдя в лесок, состоящий, в основном, из сосен, попадаешь сразу в необъятное розово- сиреневое море багула! Необыкновенный лесной запах вызывал восторг, головокружение! Синие «ургуйки» - подснежники под ногами, а вокруг – куда не бросишь взгляд – цветущие кусты багульника, выше наших голов. Мы срывали нежные розовые цветочки, напихивали их в рот и жевали - кисловатые на вкус они были тогда лучшим лакомством! А еще делали из цветков «розочки»: на тонюсенькую веточку нанизывали один за другим, получался «цветок- роза», который сначала сравнивали, у кого красивее, а потом съедали… Ни о каких клещах тогда не слышали, ничего и никого не боялись!
Теперь уже и нет того леса, всё вырубили, зато постоянно слышим тревожные сводки о клещах, и о том, что пропадают дети…Грустно…

С раннего детства общество воспитывало во мне «командирские» задатки.
В детском саду мне вручили маленький бубен-барабан, извлекая звуки из которого, я шагала впереди юных воспитанников. А когда всех в группе ставили лицом к стене, за какую-то провинность, меня оставляли «надзирателем» за малолетними нарушителями детсадовской дисциплины.
Сейчас думаю, спасибо, хоть доносить не заставляли, а то и не знаю, что бы из меня выросло.

В младших классах школы я была сначала командиром «звездочки», затем командиром класса. В пионерском лагере - командиром отряда, в школе - командиром пионерской дружины. Даже когда вступила в комсомол, так и оставили командиром дружины, до окончания восьмого класса с гордостью носила комсомольский значок и пионерский галстук.
Вот почему, я думаю, у меня до сих пор явно выраженные лидерские качества, с которыми, все сознательные годы, я пытаюсь бороться, правда, с переменным успехом.

Возможно поэтому и в строительном техникуме, и в институте культуры где, позднее, получала образование, обязанности «старосты» группы меня благополучно миновали. Зато все свое свободное время, обучаясь в техникуме, я активно посвящала занятиям в драматическом кружке, которым руководила преподаватель технической дисциплины Вера Сергеевна Плавинская. Какие замечательные спектакли мы ставили! И не раз занимали призовые места на областных конкурсах.

Однажды на репетицию в техникуме руководитель пригласила свою подругу- маму известных и очень популярных в ту пору артистов Юрия и Виталия Соломиных. Мы - драмкружковцы, натерпелись страху тогда перед таким ответственным выступлением! К слову, у самой Веры Сергеевны Плавинской сын был актером и снялся в одной из ролей фильма «Строговы», который был показан по телевидению и собрал огромную зрительскую аудиторию. Актер Алексей Плавинский - был тоже зрителем той самой памятной репетиции.

Как лучших самодеятельных артистов драмкружка меня пригласили в труппу народного театра при Доме офицеров, имевшего тогда хорошую репутацию в городе. Но, побывав на репетиции, испугавшись строгости режиссера – старой громкоголосой тетеньки, я так и не стала актрисой.

В техникуме я училась почти отлично: техническая механика, сопромат и высшая математика давались мне легко. Над чертежами на нескольких листах ватмана корпела ночами, вычерчивала очень внимательно и качественно.
Однажды, когда моя курсовая работа была почти закончена, а это -девятиэтажный дом в трех проекциях, где было тщательно прорисовано каждое окно на фасаде, младшая сестра, поругавшись со мной, масляными руками беспощадно нанесла на эти фасады жуткие пятна.
Что потом было! Я схватила кухонный нож и, не помню, сколько времени, гоняла несчастную сестру вокруг стола, на котором лежала уничтоженная курсовая.

Моя подруга Ирина, бывшая старостой группы, а ныне заведующая отделением нашей альма-матер, говорит теперь своим студентам: «Когда-то со мной училась девушка, у нее была лучшая графика на курсе, а теперь она стала артисткой». «Артисткой» - это, конечно, сильно сказано.
В институте культуры, где я позже получила профессию «режиссер массовых праздников» и моей голубой мечтой было создать театрализованное представление на тридцатитысячном стадионе. Но, увы! Голубая мечта так и осталась призрачной….
Разве что, в следующем моем земном воплощении?..

Наша староста группы на отделении «Промышленное и гражданское строительство» - Ирина – была разносторонне одаренной девушкой.
Училась на пятерки, участвовала в самодеятельности, пела под гитару, сама сочиняла стихи и музыку. Став взрослой, родила и воспитала четырех очаровательных девочек, теперь она бабушка шестерых внуков! При этом осталась оптимистичной, доброй и отзывчивой, яркой и творческой натурой!

Еще один яркий эпизод периода учебы в техникуме. Точнее, мы уже не учились, а проходили преддипломную производственную практику на строительстве областной клинической больницы. Это был большой объект с девятиэтажными зданиями, соединенными воедино. Наверное, с высоты птичьего полета это выглядит как гигантская буква Ш. Наша группа практикантов, в основном, девчонок, работала на одном из блоков в бригаде каменщиков. В обязанности практикантов входило подносить кирпичи рабочим, кладущим стены и перегородки. Мы, худенькие семнадцатилетние девушки, грузили на себя по пять кирпичей, и прогибаясь от тяжести, тащили…Одна студентка была беременна, хоть и скрывала это от нас, но всё стало явным, когда у неё случился выкидыш от поднятия тяжестей…

А потом нас перевели на другой блок, где нужно было заливать бетонные полы. Привезут самосвал готового бетона, вываливают в кучу, и в течение получаса эту кучу нужно было растащить совковыми лопатами по площадке, выровнять рейкой, которую тянули двое, прикладывая немалые физические усилия.
Наши пацаны из группы вечно были где-то заняты, а мы, «девчушки – пичужки» оставались одни с этой бетонной кучей, которая вот-вот застынет, и, черпая огромной совковой лопатой бетон, таскали эту неимоверную тяжесть.
До сих пор в глазах стоит картинка: моя подружка Дина, малюсенькая такая, как подросток, зачерпнула лопатой бетон, а поднять не может – силы закончились! Потом, кое-как вытянула лопату, идет, шатаясь; донесла до места- плюхнула лопату – выдохнула с облегчением и смехом!
Смеялись,- не плакать же!

Хотя, один раз, случай был – хоть плачь! Был у нас на стройке прораб, противный такой, вечно орал на практикантов. Мы все его очень боялись.
Работая на стройке, я подружилась с Наташкой- крановщицей.
Однажды, в обеденный перерыв, она кричит мне из будки башенного крана: «Хочешь покатаю?»
Конечно же, я согласилась. Кран огромной высоты – выше девятиэтажного дома, Наташки из будки почти не видно – но, я полезла по винтовой лестнице! Вниз смотреть боюсь, голова кружится…
Когда до Наташки остался один пролет, вдруг, снизу слышу истерический голос прораба: «Слезай сейчас же!»
А Наташка сверху: «Лезь, давай!»
Память стерла, что было дальше: что я сделала и как очутилась на земле, но знаю, что за нарушение техники безопасности, меня чуть не отчислили из техникума, хотя была почти отличницей.
Через много лет, будучи уже взрослой женщиной с двумя детьми, встретилась случайно с тем прорабом – и он меня узнал! Мне было как-то неловко…

Прораба боялись до жути, но, тем не менее, умудрялись работать в купальниках, когда нас в конце апреля перевели работать на кровлю какого-то подсобного помещения. Загорали на крыше, пока не видел прораб! Нужно было подъемником поднимать керамзит на кровлю, и рассыпать его толстым слоем, подгоняя под уровень. Так наши «догадливые» мальчики, чтобы меньше класть керамзита, вниз складывали какие-то плоские деревянные ящики, засыпали сверху керамзитом. Обман все-таки раскрылся, а что за это было всем нам, как-то забылось…

Говорят, что дружба, возникшая в детстве, юности, с годами только крепнет. Но, как часто это бывает, люди разъезжаются по городам и весям, и о дружбе остаются воспоминания, и только…
Мне же повезло в жизни! Подружки мои с техникума, хоть и живут от меня далеко, подружками и остались до сих времен.
Даже, наверное, больше, чем подружки – родные души, родственницы!

С одной из них, Людой, ещё в школе учились, в параллельных классах. Но, тогда ещё, не дружили. Просто знакомые и – всё!
А в техникуме оказались в одной группе, вместе жили в «общаге», вместе ездили домой на электричке.
Люда – человек целеустремленный, самодостаточный, за всё, что не бралась – всё всегда делает отлично, на совесть. Вот и в техникуме была круглой отличницей, закончила с красным дипломом.
Не то что я, мне всегда чуть-чуть, чего-то, да не хватает. До диплома с отличием не хватило одиннадцать сотых балла! Убеждали пересдать один предмет, но я же – упертая, не согласилась!

Еще одна подружка – Дина. Как была маленькой, худенькой в молодости, такой же стройной и юной осталась, хоть сейчас ей уже за пятьдесят.
Мы подружились с ней на практике, но, учились в разных группах. Сейчас и не припомню, какой у нас был общий интерес, что нас объединило – мы ведь такие разные! Но, разве дело в этом?
Дина – с юности мастерица, рукодельница, отличная швея. На мой юбилей подарила шикарное платье, которое сшила без примерки, только спросив по телефону мои основные параметры в сантиметрах. Удивлению и восхищению моему не было предела, когда она, придя на праздник, вынула из крохотного подарочного пакетика платье и сказала: «Пойдем, переоденемся!». Весь вечер я «блистала» в прямом и переносном смысле, получила массу комплиментов и огромный заряд энергии на долгое время.

Пока учились в техникуме - дружили крепко, я часто бывала у нее в гостях, она, иногда приезжала ко мне.
Однажды устроили с ней «фотосессию» у нас в палисаднике. У меня был фотоаппарат «Смена», сама фотографировала, проявляла пленку и печатала, но какие замечательные черно- белые снимки получались! Храню до сих пор!
Фото возле цветущей черемухи, на траве, на белом фоне оштукатуренного гаража…
Делали фото в «фате»: капроновую накидку с подушек (тогда это было принято во многих домах – накрывать подушки) - завязывали, подворачивали. Приспосабливали на голову – ну, чем не фата? В руках – хрустальный бокал с водой, томный взгляд и поворот головы…

А еще помню, когда я вышла замуж, приехала к Дине в гости со своим мужем. Он – красавец, с черными длинными ресницами вокруг темно-зеленых миндалевидных глаз, с роскошными густыми, вьющимися волосами, отпущенными по моде тех лет.
Дина говорит: «Давайте посмотрим, сколько спичек на ресницах удержится?» Стала укладывать – поместилось пять штук! Потом она взяла расческу, и стала причёсывать ему волосы. Странное дело – я ничуть не ревновала!

Всё это было…было…
Осталось лишь вспоминать…

Путешествие в Сказку. Детские воспоминания, или Пять лет спустя. Часть 2.

Приветствую всех гостей нашего сайта, всех любителей интересного и необычного, удивительного и чудесного — всех путешественников. С вами Вячеслав.

Сегодня мы продолжаем разговор с самым юным участником нашей автобусной поездки по европейским паркам развлечений, делимся воспоминаниями о тех впечатлениях, которыми было наполнено это путешествие.

П . Наташа, у меня есть еще такой интересный вопрос: куда бы тебе хотелось вернуться? Можешь назвать одно конкретное место, куда тебе больше всего хотелось бы вернуться?

Н . Хм, только одно?.. Может быть, я тебя удивлю своим ответом, но я выберу смотровую площадку на крыше небоскреба Монпарнас. Хочется снова пережить это ощущение, когда весь город раскинулся перед тобой. Как будто ты властелин этого мира. Ты на такой высоте! Это все лежит перед тобой, как на ладони. И, вот именно, это ощущение собственного величия. Ты можешь сделать, что угодно! Что угодно в хорошем смысле. Т.е. ты можешь улыбнуться, ты можешь сказать, что все будет хорошо. Нет ощущения, что у тебя столько проблем. Я заметила, чем выше ты стоишь, тем меньше ощущение, что у тебя есть проблемы. Просто в какой-то момент все забываешь. Я просто здесь, я просто сейчас. Просто живу и любуюсь этим. И поэтому я бы выбрала Монпарнас. Я еще раз хотела бы все это пережить.


П . А во время путешествия у тебя возникало желание где-то задержаться подольше? Может быть где-то времени не хватило?

Н . Времени?.. Вот, мы были в Страсбурге только в Европа-парке. Наверно, было бы интересно посмотреть сам город. И у меня почему-то в воспоминаниях очень размыто остался Кёльн. Я бы хотела туда еще раз попасть. Просто я сейчас вспоминаю Кёльнский собор, понимаю, что это готика, понимаю, что мне нравится готика. Я бы хотела еще раз увидеть это здание. Посмотреть сам город. Я думаю, на него нам не хватило времени. Мы там действительно не очень много времени провели. Посмотрели и поехали дальше. Мне кажется, этот город очень красивый ночью или вечером.


П . А вот сейчас сложный вопрос. Что было трудным в этом путешествии? С какими трудностями ты столкнулась? Может быть, что-то вызвало у тебя страх или переживания?

Н . Давайте вспомним, что мне тогда было девять лет. Хорошо? Это важный фактор. Мне было девять лет! Поэтому мне было страшно пойти на американские горки. Но, тем не менее, вы меня потащили. И я не жалею об этом. Какие впечатления остались! Есть, что вспомнить! Я помню «Полет на Луну». Пусть я видела немного. Но мой организм тогда пережил очень многое… Ты знаешь, я видела Марс, я видела комету, еще видела Солнце. А потом нас перевернуло. И больше я уже ничего не видела. Открыла глаза, когда мы уже приехали. А еще я помню — начало. Почему-то сравниваю его с игрой «Энгри Бёрдс». Нас, как из рогатки, оттянули назад… а потом — раз! И вверх летим! А-А! И там хочется закричать, но… Но почему-то мы орем, когда нам весело, а не когда нам страшно. Это был, пожалуй, самый страшный момент.


А чего мне еще бояться в девять лет? Только этих страшных горок. А все остальное… Мне было даже не страшно, когда вы меня оставили одну в парке. Когда вы ушли на аттракцион, а я такая: «О! Мне дали денежку! Пойдем, купим себе какую-нибудь вкусняшку!» А как я тогда браслеты покупала! Я до сих пор помню! Мне даже немного стыдно за это. (Прим. автора — набор из пяти цветных резиновых колечек, с которыми Наташа не расстается с тех пор ни днем, ни ночью)

Вы ушли, а рядом стояли два ларька сувенирных. Я захожу в один и сразу вижу — О! браслеты! Походила, посмотрела. Пойду в другой киоск, посмотрю. Потом возвращаюсь. Я так ходила раз шесть!!! Потом набралась смелости и говорю продавцу: «Cаn you give me these?.. Please!» Как я тогда еще браслеты сказала? Как вообще браслеты по-английски? Давай, проверю, я правильно тогда сказала или нет?

П . Как ты сказала тогда?

Н . Bracelets. Я думаю, что продавец понял. Сейчас проверим, (смотрит Google-переводчик) Браслеты… А! Я попала! Я не знала слово! Bracelets! А! Счастье! Спустя пять лет великая тайна открылась, и теперь я действительно счастлива! И я горжусь собой. Я угадала это слово! Просто счастье! «Cаn you give me these bracelets, please!»


He помню даже за сколько я их купила. Заплатила, выхожу, а мама такая: «Наташа!» «Я говорила по-английски!» Мама: «Ладно, прощается» Я вот это тоже хорошо помню. Так что, знаешь, я не жалею, что я осталась и купила себе эти браслеты, а не пошла с вами на американские горки. Зато приобрела вещь, которая у меня осталась на такое большое время. На них были когда-то иероглифы, а с другой стороны написано АSTERIX, но уже все стерлось.

П . А какие-то новые города, новые люди? Негры — не пугали тебя?

Н . Нет, они наоборот притягивали. Интересно же! Когда я увидела чернокожих людей, у меня не было никакого страха. Я и не знала, что в других странах их так много. В России у нас редко встретишь негра…

Другие города? Нет, было не страшно. Потому что вы рядом. Я вижу, что вы здесь, я от вас никуда не отходила. Мама, папа рядом — все нормально! Не было страха, был лишь интерес. Азарт в каком-то смысле. Хочется узнать больше.

П . Что можно назвать самым главным, важным достижением для тебя в этом путешествии?

Н . Ух ты, какой вопрос! Достижением — в смысле личным? (Шепотом) Я пережила Колорадо! Сейчас попытаюсь сформулировать. Здесь надо описать какое-то моральное достижение — когда ты что-то над собой сделал.

Я всегда общалась с людьми, поэтому для меня не было большой проблемой познакомиться и общаться с людьми, которые с нами путешествуют. Это было нормально.

П . А по-английски попросить браслет в киоске — это достижение?

Н . Вот! Вот! Всё! Папа — молодец! Да, это было достижение! Потому что я первый раз говорила с носителем языка. Нет, не носителем, а с тем, кто живет с этим языком. Кто не знает русского. Если ты скажешь по-русски, то тебя не поймут. Даже такая простая фраза «Cаn you give me these bracelets, please!» Зато она была правильно сформулирована. Надо было сделать усилие над собой, чтобы открыть рот и обратиться к человеку по-английски. Потому что у меня было ощущение, что я сейчас скажу какой-то бред, что он меня не поймет. И почему-то у меня не было даже мысли, что я могу объяснить все жестами. Почему я тогда не додумалась, что могла просто протянуть купюру, типа «Возьмите деньги, дайте браслеты»? Да, наверное, это самое большое достижение!

П . А какой-нибудь смешной или комичный случай из этой поездки можешь вспомнить?

Н . Да, ладно! Come on! Первые два дня! Сигнализация и салюты — я все помню! Первый день. Мы только заселились в отель. Я такая: «Ура! Сейчас начинается пора «дошиков»! Когда каждый вечер мама (мама!) сама заваривает тебе лапшу! За это я, кстати, тоже люблю путешествия. За то, что можно кушать «Ролтон». Мама сама спрашивает: «Что, Наташа, будешь: вермишельку или пюрешку?» И ты не знаешь, что выбрать. Есть счастье!

И я тогда сижу на стуле. Мама греет воду кипятильником. Это нельзя делать, но все делают. Ты где-то в ванной. Что там у тебя произошло? Такой резкий звук «Ай!», и сигнализация начинает орать. Мы сначала подумали, что это из-за тебя. А сирена не прекращается. Как мне понравилась эта картина, когда мы решили: «Ну, наверное, надо выйти…» Мама уже свернула всю поляну. Убрала кипятильник в чемодан. Я оделась, собралась, чуть ли не прическу себе сделала. Выходим… Люди стоят на улице, кто в чем. Дети у них на руках в одеялах. Все босиком. У одной девочки, я до сих пор помню, на плечах полотенце накинуто, на нем сверху лежат темные сырые волосы, с них бежит вода и пена. Т.е. видимо, она мылась, ее вытянули из душа: «Бежим, скорее!». И тут такие все. Причем, они не русские. Русские выходят одетые. Вразвалочку. «Ой, что сигнализация сработала? Наверное, это учебная тревога. Что могло случиться?» Как я люблю вот эту русскую уверенность, что ничего не могло пойти не так.


Второй случай — это Ватерлоо. У меня тогда еще кровать в номере стояла недалеко от окна. День был достаточно насыщенный, я хочу уже спать, меня клонит в сон. И вдруг такой з вук — БУМ! Мы все: «Что происходит?» Подходим к окну, а там фейерверк!

До того момента таких грандиозных салютов я не видела ни разу. Потому что такие формы! Цвета! Взрываются маленькими такими шариками по всему небу! Все небо будто бы в золотых огоньках! И они так тихонько затухают, опускаются. Но им на смену приходят уже другие! Они рассыпаются астрами. Я не знаю, как это объяснить. В разные стороны. Я помню, у меня в памяти отпечатался салют зеленый с фиолетовым. И вот эти желтые огоньки. И красные были фонтанчиком! И мы тогда смотрели около получаса на них. Полчаса просто без перерыва грохотало. Смотришь, и в глазах уже рябит. Так это красиво!

Вот эти два курьезных случая. Просто везение — попасть на сигнализацию, а потом на коронацию. Редко с кем такое произойдет. Но с нами произошло!

П . В путешествии что тебе интереснее всего — дорога, люди, еда, города?

Н . А можно я сразу скажу: «ВСЁ!»

Города — это новая архитектура, это другая атмосфера. В каждом городе есть какая-то своя атмосфера. Города за границей — они другие. Они более чистые. Это действительно так. Там ровные дороги. Там другие люди. Это не напрягало, наоборот, казалось очень интересным

Еда? Знаешь, я скажу, что еда не главное. Я не очень интересуюсь разными деликатесам. Но попробовать в Париже кофе с круассаном — это того стоит! Это — вау! Это классно, когда какие-то простые вещи. Но идти в ресторан кушать лягушачьи лапки!? Я бы не смогла это съесть. Я не гурман, который деликатесы любит. Я путешествую не за этим. Попробовать какие-нибудь простые вещи — вафельки бельгийские, круассаны — это классно! Но национальная кухня меня не очень интересует.

Дорога. О на, в принципе, доставляет удовольствие. И то, что ты смотришь в окно, видишь природу. Это тоже красиво. Доставляет моральное удовольствие, удовлетворение.

П . Скажи, пожалуйста, можно же сидеть на диване, смотреть по телевизору какую-нибудь передачу про путешествия. Или самому надо ездить? Какая разница?

Н . Разница огромная!!! Одно дело, когда ты сидишь на диване, ничего не делаешь и, когда ты видишь это сам — это абсолютно разные вещи! Ты видишь фотографии Эйфелевой башни и думаешь: «Хм, круто, башня». А когда ты стоишь рядом с этой ОГРОМНОЙ башней, которая начинает сверкать, у тебя просто эмоции через край!

Когда сидишь у телевизора, таких ощущений нет. Ты не слышишь эти голоса людей рядом. Ты видишь их, но они не видят тебя. Когда ты там, то это другая атмосфера, это чувствуется. Это абсолютно разное! Плюс, когда ты сам ходишь, ты можешь взять и отойти в сторону, посмотреть другую вещь.


Когда по телевизору смотришь — там показывают определенные моменты, определенные кадры, например: «Лувр. Вот эта картина хорошая, мы вам ее покажем. Мы вам покажем вот так: вот так — план, смотрите здесь ходят люди, здесь вокруг картины. Мы вам еще покажем, пожалуйста, вот кадр Версаля, вот вам кадр — красивый фонтан, в парке рядом с Версалем». А ты не видишь всей картины, ты не видишь это вокруг себя на все 360 градусов. Видишь определенные моменты — плоские. А когда ты стоишь там, ты можешь взять и подойти потрогать травку. Вроде бы ничего такого, но!… Она, кстати, прикольненькая на ощупь! Ты можешь отойти в сторону, посмотреть одну картину здесь, перейти и посмотреть другую. Постоять у этой дольше. Ты двигаешься так, как хочешь, можешь где-то задержаться. И это вокруг тебя, это окружает тебя. А не просто перед тобой, когда на — смотри картинку на экране телевизора. Это абсолютно разные вещи. И конечно же путешествие намного интереснее. Когда ты попадаешь в этот мир, а не просто наблюдаешь со стороны.

П . Наверное, самое интересное мы обговорили. А что еще тебе хотелось бы рассказать? Вот, без вопросов, просто так, чтобы ты еще рассказала?

Н . Без вопросов сложнее. Вот! Я вспомнила такую вещь! Я помню много художников! На Монмартре! Идешь, и они просто вокруг тебя! Они рисуют, они творят! Знаешь, даже смотря на них, у тебя самого появляется желание творить. Тебе хочется сесть рядом, достать краски и начать рисовать. Может полную фигню, но тебе тоже хочется это делать! Может быть, не так красиво, как они, но у тебя тоже появляется желание. Ты вдохновляешься ими! Вот этой атмосферой того, что они сидят и рисуют. Такой тихий вечер, тепло. Приятный гомон. Не абсолютная тишина, и не дикие вопли, а есть разговоры, они чуть в стороне от тебя, на заднем плане. Идешь, смотришь, как люди рисуют. Их там так много! Это даже красиво. Я пытаюсь подобрать такое слово, которое описало бы мое состояние в тот момент. Я просто восхищалась ими.


Еще я помню… Я даже не помню, где это было. Там был фонтанчик, и в нем плавали уточки. Мне очень понравились эти утки. У нас там еще был гид: «Окей! Давайте дальше! Окей, окей, окей!» Я вот это запомнила. Все время говорил. «Окей? Все понятно?» Еще вспомнила почему-то, там мы проходили мимо машины на электродвигателе, которая заряжалась от розетки на стоянке.

П . Это мы ходили на экскурсию по Латинскому кварталу, мимо Сорбонны. Местный гид был — молодой человек. Там в Люксембургском саду был какой-то водоем типа фонтана, в котором плавали утята.


Н . Я помню в Европа-парке ананасы. Они такие вкусные, сочные. Это было классно! А еще помнишь российскую зону в Европа-парке и этого страшного Дедушку Мороза! С белым лицом, в белой шубе. Чудище такое!

Сейчас еще что-нибудь вспомню. Комнаты страха! Вообще в любом парке комнаты страха — это нереально здорово! Когда ты садишься в такую ракушку, и она поворачивает тебя. Это не страшно! Это захватывающе. Когда ты садишься и въезжаешь в темноту. Смотришь сюда — а там дверь, здесь рука какая-нибудь, а здесь скелет. Там раз — гроб открывается, встает скелет такой — Привет! Это так классно!


Я помню Гранд Опера. Мы туда, правда, не заходили. Оперный театр в Париже. Видели фасад, но даже это оставило сильное впечатление. Это мощно, красиво и эстетично! Этот театр внешне сочетает в себе мощь и эстетичность. Я не думаю, что это хорошо совместимые вещи. Потому что обычно эстетичность совмещается с тонкостью. Здесь она тоже была. Просто очень красиво!

Вот такое интервью получилось с нашим самым маленьким участником автобусного тура по европейским паркам развлечений. Как видите, впечатления пятилетней давности ничуть не утратили своих красок и глубины. И эти воспоминания позволяют родителям по новому взглянуть на своего ребенка, увидеть путешествие детскими глазами.

Мы, как родители, на данный момент ставим перед собой цель — показать детям красоту и многообразие нашего большого мира. И совместное семейное путешествие — наилучший способ ее достижения.