Всех ли детей можно научить учиться. Ребенок плохо учится - что делать? Как помочь ребенку, если он плохо учится? Как научить ребенка учиться. Средняя и старшая школа

Школьные годы - это, без всякого сомнения, очень важный этап в жизни каждого человека, но вместе с тем и достаточно трудный. Лишь незначительная часть детей способна весь период пребывания в стенах образовательного учреждения приносить домой только отличные оценки. Большинство школьников при изучении предметов испытывают серьезные затруднения. И конечно, это не может не волновать родителей. Они начинают задаваться вопросами: «Как помочь ребенку, если он плохо учится?», «Что предпринять, чтобы исправить ситуацию?»

Причины неуспеваемости

Нередко папы и мамы начинают решать эту проблему даже и не в связи с тем, что в дневнике их сына или дочери появились неудовлетворительные оценки. Родители задумываются о том, как научить ребенка учиться, порой даже при имеющейся незначительной тенденции к падению успеваемости. Однако прежде чем начать предпринимать какие-либо меры, необходимо понять, какие же факторы способствуют созданию подобной ситуации. А их можно условно разделить на три типа.

Среди них:

Состояние здоровья детей;

Личностные качества ребенка;

Социальные факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Здоровье ребенка

О школьной неуспеваемости не волнуются, как правило, родители первоклашек. Ведь в самом начале обучения учитель просто не ставит своим воспитанникам оценок. И только в некоторых случаях педагог указывает папам и мамам на отставание их малыша от программы.

Но, как правило, то, что ребенок плохо читает, считает и осваивает школьные предметы, становится понятным тогда, когда он переходит во второй класс.

Каковы могут быть причины неуспеваемости? Нередко они связаны со слабым здоровьем ребенка или же с наличием у него некоторых особенностей развития. Так, часто болеющим деткам приходится пропускать занятия, и они начинают отставать по всем предметам школьной программы. Для того чтобы исправить ситуацию, родителям потребуется проконсультироваться у врача-педиатра и проводить со своим сыном или дочерью закаливающие процедуры.

Если в начальной школе и при этом обладает некоторыми особенностями состояния организма, к примеру, нарушением зрения или слуха, задержкой психического развития, детским церебральным параличом и т.д., то для его обучения необходимо применять специальную программу. Ее разработка и использование производятся даже в том случае, если такие школьники посещают обычный класс общеобразовательного учреждения.

Нередко ребенок плохо учится из-за усталости и проявления астенических симптомов. Для устранения данного фактора родителям следует обратить внимание на ту нагрузку, которую школьнику приходится нести в процессе получения знаний. Вполне возможно, что она окажется чересчур велика для него. Конечно, на сегодняшний день значительно расширился перечень дополнительных возможностей, используя которые, многие папы и мамы стремятся дать толчок к усиленному развитию ребенка. Ведь это так здорово, когда помимо той программы, которую дети проходят в школе, можно получать новые умения, навыки и знания в различных секциях и кружках. Но порой такая нагрузка приводит к тому, что в еще неокрепшем организме развивается усталость, и, как следствие, ребенок плохо учится.

Как избежать подобной ситуации? Родителям стоит внимательно изучить график занятий своего сына или дочери. Насколько они загружены? А может, это бесконечное хождение по кружкам просто изматывает их? Как поступить? Уменьшить количество занятий по английскому языку или оставить танцы, отменив фигурное катание?

Прежде чем решиться на тот или иной шаг, следует обратить внимание на то, как занимается в этих кружках ребенок. Приносит ли ему их посещение удовольствие? Показывает ли он какие-либо результаты? Если ответ будет положителен, то отменять дополнительные занятия не стоит. В противном случае у ребенка, скорее всего, пострадает мотивация к дальнейшему обучению в школе, а также собственная самооценка.

Но порой бывает и так, что родителям просто не хватает свободного времени, и они даже и не пытаются записать своего малыша в какой-либо кружок. Тем не менее они нередко слышат от сына или дочери фразу «Не хочу учиться». Малыш или подросток очень быстро устает даже при выполнении довольно простых заданий. В таком случае родителям просто необходимо бить тревогу. Подобное поведение, без всякого сомнения, является следствием имеющихся проблем со здоровьем. К сожалению, многие папы и мамы о такой причине, которая дает ответ на вопрос «Почему ребенок плохо учится?», очень часто забывают. Если школьник будет абсолютно здоров, то тогда потребность и желание в получении новых знаний у него непременно появятся. Но произойдет это только тогда, когда отсутствуют иные причины изучаемой проблемы.

Неготовность к поступлению в школу

Рассмотрим личностные причины того, что ребенок плохо учится. И одной из них является неготовность ребенка к поступлению в школу. В таком случае психологами выделяются два фактора:

  1. Несформированная ВПШ ребенка. Под данной аббревиатурой скрывается внутренняя позиция школьника, его моральная готовность начать обучение. В сегодняшнем мире деткам пытаются привить знания практически сразу с пеленок. Считается, что тот, кто идет в школу, должен быть не только хорошо физически подготовлен. Сегодняшний первоклассник, как правило, уже умеет читать, писать и считать. Однако это далеко не все, что необходимо для начала образовательного процесса. Ребенок должен быть психологически готов стать школьником, на что, как правило, внимания родители не обращают. И если в первом классе малышу еще удается кое-как адаптироваться, то став второклассником, он может заявить: «Не хочу учиться». И удивительного в этом ничего нет. Ведь у такого школьника отсутствует учебная мотивация. В его сознании продолжает главенствовать игровая форма получения знаний. Вполне возможно, что у малыша просто не достигла стадии необходимой зрелости подкорковая структура мозга, которая в ответе за произвольность, то есть за терпение и силу воли, которые необходимы для успешного получения знаний. Как научить ребенка учиться? Психологи в таких случаях рекомендуют не торопить школьника с выполнением заданий, ведь таким деткам потребуется больше времени на то, чтобы окончательно адаптироваться.
  2. Педагогическая запущенность. Она также может быть одной из причин того, что ребенок плохо учится. Причем данный фактор имеет место не только в тех семьях, где живут алкоголики и дебоширы. Очень часто подобная ситуация наблюдается и там, где интеллигентные родители изо всех сил стремятся дать свои деткам только самое лучшее.

Негативное эмоциональное состояние

Эта причина плохой успеваемости также является личностной. Порой ребенок бывает возбужден или встревожен. Его, например, пугают те или иные изменения в семье, в числе которых развод родителей, рождение сестры или брата, переезд на новое место жительства и т.д. То, что произошло в жизни маленького человека, вероятно, очень сильно напугало его.

Нередко плохо учатся школьники, остро переживающие подростковый период, в котором могут быть и неразделенная любовь, и нескладывающиеся отношения со сверстниками. Конечно, в такое непростое для ребенка время на первый план у него выдвигаются другие задачи. Как исправить ситуацию в таком случае? Здесь на помощь должен прийти взрослый, который, прежде всего, поможет подростку решить возникшие перед ним проблемы, а уж после наладить учебу.

Порой своими плохими оценками школьник пытается добиться внимания со стороны родителей. Вполне возможно, он находится в таком состоянии, которое требует поддержки взрослых. А может, он таким образом высказывает протест против огромнейшего количества ограничивающих его жизнь запретов, делая все наперекор?

Потребности

По какому поводу на сегодняшний день бьют тревогу практически каждый родитель и школа? Ребенок в современном мире не желает учиться. Подобный факт подтвержден и многими экспертами. Причем такая проблема существует среди детей различных возрастов. И даже малыши-дошкольники все чаще и чаще огорчают пап, мам и воспитателей полным отсутствием интереса к получению новых знаний.

Истоки подобного явления кроются в сфере современных технологий. Дети становятся во многом зависимыми от гаджетов. Их привлекает техника и игры. При этом пропадает желание изучать этот мир. Дети, находящиеся в лишаются любознательности. Они не хотят учиться писать, считать, да и просто посещать школу. Вина за это полностью ложится на родителей. Единственным выходом из сложившейся ситуации является отучение деток от планшетов и смартфонов. Но делать это рекомендуется не сразу, а постепенно ограничивая малышей и подростков во времени, которое они проводят за гаджетами.

Конфликты в школе

Приступим к рассмотрению социальных причин. И одной из самых распространенных из них считаются существующие между школьниками конфликты. Разумеется, когда весь класс считает ребенка белой вороной, обзывает и дразнит, тогда становится вполне понятно, например, почему ребенок плохо учится по математике. Плохие оценки вовсе не зависят от его интеллектуальных способностей. Ведь в такой ситуации не хочется решать примеры. Школьник, скорее всего, думает лишь о том, как ему быстрее уйти домой или отомстить за свои обиды.

Конфликты бывают между детьми и учителями. Педагог может просто невзлюбить ребенка и начать постоянно придираться к нему по любому поводу, даже и не пытаясь помочь и разъяснить непонятные моменты в своем предмете. Такие ситуации также не редкость. Ведь далеко не все учителя в наших школах - от Бога. Чаще это обычные люди, которые вполне могут сорваться. И в таком случае их негативные эмоции отражаются на детях.

Сложная программа

Это еще один социальный фактор. Школьная программа по тому или иному предмету может быть как слишком простой, так и чересчур сложной. И в первом, и во втором случае ребенку становится скучно.

Из-за чего это происходит? Порой дети учатся дома читать и писать уже с самого раннего возраста. И если в три года они освоили азбуку, то в школе делать это им уже неинтересно. Ребенку хочется играть. Как исправить данную ситуацию? Позволить школьнику вдоволь наиграться, постепенно переводя его деятельность в рамки обучающей программы.

Скучно бывает и тем детям, которые очень быстро осваивают материал. И если на уроках отсутствует индивидуальный подход к каждому школьнику, то они начинают «считать за окошком ворон».

Ведь задачи, которые учитель дает всему классу, кажутся таким вундеркиндам неинтересными и слишком простыми. При усложнении программы эти дети просто не успевают подключиться к процессу, начиная приносить в дневнике тройки и двойки.

Как устранить это явление? Ситуацию можно исправить:

Сменив школу;

Переведя ребенка в «сильный» класс;

Занимаясь с ним по индивидуальной программе с привлечением репетитора.

Ребенок, которому станет интересно учиться, с удовольствием будет посещать школу.

Мотивация

Началу любого процесса соответствуют те или иные причины. Научить ребенка учиться можно в том случае, если подогреть его интерес к знаниям.

К сожалению, в реальной жизни многие родители наказывают своих детей за неудачи, воспринимая при этом их успехи как должное. Именно такое отношение и приводит к тому, что со временем у ребенка пропадает интерес к получаемым знаниям, и он начинает плохо учиться.

Разумеется, родители должны подходить к воспитанию своего сына или дочери со всей строгостью и серьезностью. Однако делать это нужно в меру. Психологи рекомендуют папам и мамам поставить себя на место своего чада. Если у них не будет мотивации к выполнению того или иного задания, возьмутся ли они за него? Конечно, нет! Точно так же ведут себя и дети. Чем же заинтересовать ребенка в таком случае? Здесь к каждому школьнику потребуется индивидуальный подход. Так, для одних детей отличной мотивацией станут карманные деньги, для других - те или иные покупки, а для третьих - сладости или просто похвала семьи. Но не стоит обманывать свое чадо, а также применять к нему наказание в виде ремня. Ведь ребенок, даже если он и начнет добиваться некоторых успехов в учебе, постепенно перестанет контактировать со своими родителями. Причем такое разрушение отношений порой остается на всю жизнь.

Контроль

Конечно, дети должны учиться и активно получать знания. Однако делать это им важно без устрашения, пренебрежения и запугивания. Родителям необходимо прислушаться к совету психологов, которые рекомендуют не слишком контролировать своих дочек и сыночков. Ведь постоянное и очень активное внимание к процессу обучения нередко приводит к нежеланию ребенка учиться. Школьнику начинает казаться, что для его родителей важны лишь хорошие оценки, а все прочие сферы жизни их детей, их чувства и переживания - пустяк. Подобные мысли и приводят к потере желания учиться.

Ответственность

Как научить детей учиться? Для этого родителям понадобится вырабатывать у них ответственность. Такая черта характера явится великолепным подспорьем для всех пап и мам. Она позволит наладить великолепные отношения в семье, а также добиться того, чтобы сын или дочь хорошо учились в школе.

Как же добиться этого? Уже с первых лет посещения школы детей необходимо приучать к ответственности за совершенные поступки. Вполне возможно, что подобное отношение к своим действия сохранится у ребенка надолго.

Родители должны учить детей пониманию того, что в жизни многое зависит от стремлений, желаний и совершенных поступков. Также папам и мамам необходимо разъяснять своему чаду, что процесс обучения является своеобразным трудом, и весьма непростым. Причем его результатом станет получение знаний о мире, что невозможно купить ни за какие деньги.


Очень хороший вопрос задали мне в комментариях, и я решила ответить на него отдельной статьей - как научить своего ребенка учиться самостоятельно. Сделать это сложно, но очень важно, ведь затем эти умения самостоятельного обучения ребенок перенесет и во многие другие сферы жизни.

Итак, сначала опишу алгоритм передачи ребенку того или иного учебного дела в самом общем виде (а потом более конкретно на примере выполнения домашних заданий).

    Самая первая рекомендация - позаботьтесь о своем душевном равновесии. Начинать работу по приучению ребенка к самостоятельности лучше тогда, когда вы сами готовы к трудностям и долгому пути. Очень важно своей настойчивостью или несдержанностью не сформировать у ребенка негативизм.

  • Прежде чем начать приучать к самостоятельности, важно создать у ребенка интерес или как минимум позитивное отношение к учебе в целом. Начинать придется все равно с совместной работы, а при наличии позитива переключиться на самостоятельное выполнении учебных заданий будет проще. Это можно сделать, водя ребенка в естественно-научные или другие музеи, вместе читая интересные книги о том, что и как устроено, проводя в домашних условиях несложные опыты и так далее.

    Выберите сферу, в которой вы будете развивать самостоятельность вашего ребенка сначала. Это может быть сбор портфеля по утрам, выполнение домашнего задания или полное отслеживание ребенком своей учебы, а, возможно, и планирование дальнейшего обучения. Все зависит от возраста ребенка и того, что он уже умеет делать сам.

    Определите долю самостоятельности, которую вы готовы доверить ребенку в выбранном деле. Это важно, так как когда вы переведете ребенка на самостоятельное выполнение того или иного действия, вмешиваться будет крайне нежелательно. Подумайте, готовы ли вы к тому, что ребенок будет делать все неидеально, допускать ошибки или даже забывать о своем деле?

  • Если ребенок еще не может выполнить выбранное вами дело полностью самостоятельно, начните с совместного его выполнения. Причем четко поделите зоны ответственности: за что отвечаете вы, а за что сам ребенок. Поначалу это может быть совсем мало, важно постепенно передавать ему все больше ответственности.

    Используйте внешние средства для помощи ребенку - списки, записки, план действий, таймер, напоминалки на телефоне и т.п. Дайте ребенку возможность выбора (с чего начать, когда начать, где заниматься или еще что-то подобное). Выбор помогает более ответственно отнестись к тому, что делаешь, дело перестает быть навязанным "сверху", становясь выбранным самостоятельно.

    Организуйте вместе с ребенком его рабочее место, купите тетради и канцтовары, которые ребенок сам выберет и о которых захочет заботиться. Идея тут проста: то, с чем работает ребенок, должно быть привлекательно для него.

    Обязательно хвалите за результаты, отмечайте успехи, но делайте это не в целом, а за какие-то конкретные достижения.

    Не критикуйте за промахи и ошибки. Их лучше обсудить потом в спокойной атмосфере, при этом отмечая то, что было сделано хорошо. Обязательно обсудите, как сделать так, чтобы больше ее не допускать, то есть, не просто укажите на ошибку, но и подскажите способ избежать ее в дальнейшем.

    Планируйте день так, чтобы кроме рутинных и сложных дел у ребенка всегда было в плане что-то легкое и приятное.

  • Не забывайте о необходимости чередовать различные виды деятельности.

Каждый родитель на собственном семейном опыте сталкивался с тревогами и сомнениями, чувством вины и бессилием. Все хотят, чтобы их дети развивались, учились, обладали широким кругозором и добивались успехов. Но увещевания и взрослое занудство только отбивают мотивацию. Что же делать родителю? Разбирались с психологом ресурса KogdaTrudno.ru Кариной Карамян и психологом, психотерапевтом Виталием Сонькиным.

Как еще в дошкольном возрасте развивать у ребенка интерес к новым знаниям?

Дошкольник и сам ежесекундно интересуется новым. Такая уж у него природа. Но делать это он может по-разному: исследовать, опасаться, хотеть разобрать (сломать, посмотреть, что внутри) или понять, как оно устроено, долго изучать или отбросить через мгновение. Темперамент и индивидуальные особенности знакомства с окружающим миром проявляются в довольно раннем возрасте. Родители могут помогать малышу, наблюдая за тем, как он лучше усваивает информацию, что вызывает наибольший интерес, к чему его влечет. Через сильные стороны надо подтягивать слабые, считает Виталий Сонькин. Например, если у ребенка хорошая память на стихи, а вот чем фрукты отличаются от овощей, никак не может разобраться, можно сочинить и выучить стишок про это. А если он схватывает все на лету, но с трудом сосредотачивается, надо делать занятия максимально разнообразными: немного порисовать, немного попеть, немного почитать и т. д.

К сожалению, взрослые сами пытаются загнать ребенка в некое «правильное» русло. Отчасти этому способствует мода на так называемое раннее развитие, отчасти - незнание основ детской психологии и законов развития. Вместо того чтобы поддерживать ребенка в его способах познания, родители стремятся научить свое чадо «нужному» (английскому языку, таблице умножения и куче всего того, что ребенку может быть неинтересно просто в силу возраста).

Идеальный родитель в этом возрасте выполняет роль предохранителя - страхует ребенка тогда, когда любопытство опасно. Удерживает от того, что пока не по возрасту. А в остальном следует за своим ребенком или увлекает чем-то новым. Ведь никто, кроме вас, не сможет свозить его в разные необычные места, показать книги, игрушки, почитать с ним сказки, стихи.

И конечно, очень важно все время быть заинтересованным и обсуждать с ребенком то новое, что он узнает, спрашивать, верить в его силы и любопытствовать.

Как переключать внимание ребенка с просмотра мультиков или игр на планшете на что-то более «интеллектуальное», чтобы это не было навязыванием?

Как навязывать ребенку «правильное» времяпрепровождение так, чтобы это не было навязыванием? Никак. Навязывание остается навязыванием, как его ни маскируй. Но выход все-таки есть: дети с радостью соглашаются на любые занятия, если взрослые готовы делать это вместе с ними.

Чтение интересных книг, разыгрывание сказок, настольные развивающие игры, выращивание фасоли на подоконнике, кормление птичек… Есть множество вещей, которые можно делать с ребенком и одновременно развивать его.

Из-за чего возникает зависимость от телевизора или социальных сетей? Как ее не допустить?

Если познавательную активность ребенка останавливают (не ходи, не трогай, не лезь…), если с ним не играют, если его вместо этого заставляют учиться, хотя он еще не ходит в школу, то компьютер становится самым светлым пятном в его жизни. Зависимость возникает из-за того, что там - в социальных сетях, играх, телевизионных передачах - жизни больше, чем здесь, в реальности. Там кто-то заинтересован, говорит о чем-то, что касается ребенка, вызывает у него живой отклик.

Почему-то расхожая истина, что запретный плод сладок, так и не стала указанием к действию. Родители продолжают запрещать то, что реально запретить не могут. Вместо этого лучше задуматься: почему это интересно детям, что они находят в этих играх, передачах. И через это постепенно развивать их вкусы и интересы.

Как правильно подготовить ребенка к школе, чтобы он не начал ее ненавидеть еще до 1 сентября?

Дотерпеть до школы и не заставлять ребенка учиться тогда, когда все, что ему нужно, - играть, играть и еще раз играть! Не просто так детей отправляют в школу именно в семь лет. К этому моменту начинают развиваться те отделы мозга, которые помогают ребенку регулировать свою активность. Первые росточки воли. В семь лет ребенку уже по силам между «хочу» и «надо» выбрать «надо».

Если же ребенка заставляют учиться до семи лет, тогда, когда отделы мозга еще не сформированы, а весь смысл добиваться успеха в учебе заключается в похвале родителя, ребенок начинает испытывать отвращение к этому действию. Ведь приходится отказываться ради учебы от игры.

Когда ребенок уже учится в школе, как мотивировать его узнавать что-то новое за пределами уроков в школе и домашних заданий?

Детям интересны «неформальные» знания, и чем они старше, тем больше. Этот интерес проще всего поддерживать… запрещая. Если вы сделаете полку «запретных книг» в доме, до которой строго скажете не дотрагиваться, скорее всего, именно эти книги будут досконально изучены.

А еще можно просить ребенка исследовать те или иные вопросы в зависимости от его интересов и рассказывать о них взрослым. В школьном, как и в дошкольном возрасте огромную роль играет заинтересованность родителя, его вовлеченность в процесс.

Почему кто-то глотает книги одну за другой, а для кого-то чтение - это наказание?

Странно ждать от ребенка любви к чтению, если его родители с трудом могут вспомнить последнюю прочитанную книг. Ребенку важно видеть читающими своих родителей. Или хотя бы кого-то из действительно значимых взрослых. Кого-то, к кому ребенок относится с уважением или обожанием. Следует своим примером показывать, что вы предпочитаете книги многим другим занятиям. Если ребенок видит своими глазами, что начитанность - это благо, слышит диалоги о книгах, наблюдает, какое уважение умные и начитанные люди вызывают у его родителей или того самого значимого взрослого, то он впитывает любовь к чтению и все больше читает сам.

Зря говорят, что современные дети читают меньше. Развитие телефонов и интернета привело как раз к тому, что читать стали больше, но детям сложнее читать длинные тексты. И тут спасает только увлекательность сюжета и мастерство авторов - тогда ребенок перестает бояться объемов и морально готовится к «Войне и миру». Многие дети предпочитают читать не бумажные книги, а на планшете или читалках. И в этом тоже нет ничего страшного.

Какие конкретно книги смогут заинтересовать младших школьников?

В интернете есть множество списков таких книг по возрастам (например, и ). Младшие школьники традиционно любят истории про своих сверстников и фантастические истории с приключениями, сказки. Такого рода литературы существует огромное количество, от классики вроде Астрид Линдгрен, Носова, Драгунского, Туве Янссон до современной классики - «Гарри Поттера» и всех его продолжателей. Дайте ребенку самому выбирать, что ему нравится, не навязывайте книги из своего детства.

Какие ресурсы могут заинтересовать ребенка?

Есть «Детское радио», где периодически рассказывают интересные и увлекательные вещи для детей. Различные телеканалы, например Discovery или «Моя планета», на которых можно увидеть интересные передачи о животных, канал «Культура», проекты BBC. Есть Политехнический музей, в котором проходят очень интересные экспериментальные проекты для детей разных возрастов, хорошие детские программы проводит Дарвиновский музей. Такие площадки, как «Кидбург» или «Кидзания», позволяют ребенку больше узнать об устройстве мира и общества, окунуться в мир взрослых. В интернете ежесекундно появляются новые сайты и проекты, образовательные каналы, к примеру «Детская комната» образовательного проекта «Арзамас». Из всего разнообразия родители вместе с ребенком могут выбрать то, что подходит именно им.

Важно всегда помнить, что роль родителя не в том, чтобы выставлять барьеры, а в том, чтобы убирать препятствия на пути естественного детского любопытства и тяги к новым знаниям.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

В данной статье приведены материалы по совершенствованию самостоятельности ребёнка и привития любви к обучению! Даны рекомендации учителям, а так же родителям, как правильно организовать обучение ребёнка, режим дня и отдыха! И помните: любящие, заботливые и мудрые родители – залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личностью! Поэтому не жалейте времени, не отталкивайте ребенка, если он подошел к вам с вопросом или хочет поговорить по душам. Следите за его здоровьем и поощряйте его успехи. Будьте с ребенком в дружеских отношениях. У вас все получится, стоит только захотеть!Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться. Поэтому вопрос "Как помочь ребенку хорошо учиться" я считаю очень актуальным на сегодняшний день.

Статья Как научить ребенка учиться.doc

Картинками

Как научить детей учиться Обучение в школе ­ одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально­психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача ­ научить правильно учиться. Поэтому вопрос "Как помочь ребенку хорошо учиться" я считаю очень актуальным на сегодняшний день. К сожалению, родители не всегда могут, с силу различных причин, уделять детям должное внимание. Кто­то занят целыми днями на работе, а кто­то твердо убежден в том, что будет лучше, если дети будут с детства справляться со всем самостоятельно. Мол, тогда и во взрослой жизни им легче будет добиться успеха. Но приложить минимальные усилия для того, чтобы помочь школьнику лучше справляться со всеми проблемами обучения, может любой родитель. Нужно только постараться изыскать немного времени, сил и желания в плотном графике своей жизни. Провожая ребенка в первый класс, все родители верят и надеются на то, что учиться он будет прекрасно. Ведь хорошая учеба – это залог успешности в будущем. Но многие умывают руки, хотя именно родители играют огромную роль в хорошей учебе детей. Есть несколько несложных правил, соблюдая которые, можно добиться значительного успеха.  А поговорить? Разговаривайте с детьми, не ленитесь их выслушать и обязательно найдите ответы на их вопросы. Если не на все вопросы у вас есть готовые ответы - не теряйтесь! Вы же не можете знать всего на свете! Ответы типа «Я не знаю, давай посмотрим в Интернете (энциклопедии)» нисколько не дискредитирует вас, а ребенку поможет научиться пользоваться справочниками, словарями, а это ему только поможет в учебе. Библиотека.  Создайте все условия для того, чтобы у сына или дочери был свой читальный уголок. Всячески поощряйте его тягу к чтению. Если такой тяги нет, создавайте искусственно. Подходите к процессу творчески - читайте стихи, пойте песни. И не переставайте читать детям вслух - даже после того, как они научаться бегло читать. Как дела?

 Задавайте этот вопрос со всей ответственностью и доброжелательно, стимулируя ребенка на подробный ответ. Вы просто обязаны знать о жизни вашего ребенка как можно больше! Владея информацией о том, что творится в школе, о расписании занятий, домашней работе, вам будет легче направить энергию школьника в нужное русло. Делу время - потехе час.  Создайте школьнику уютное, чистое, а главное, хорошо освещенное рабочее место. Совместными усилиями распределите распорядок дня. Убедитесь, что рабочее место вашего ребенка хорошо освещено. Распределите правильно время: время для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок. За плохие оценки ругать детей признано непедагогичным. Особенно, если это единичный, или редкий случай. Внушите ему, что эта неудача - временна, вполне исправима. А главное условие успеха - выученные условия и порядок в голове.   И еще - воспитывайте в детях уверенность в себе, веру в свои силы. Такие люди будут иметь несомненный успех в будущем, потому что умеют понимать, что происходит в окружающем их мире, умеют принимать верные решения. Что, согласитесь, немаловажно. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях: 1. организация режима дня; 2. контроль за выполнением домашних заданий; 3. приучение детей к самостоятельности. 1 . Организация режима дня. Организация режима дня позволяет ребенку: легче справиться с учебной нагрузкой; защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. 2. Направление помощи ­ контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: ­ какие отметки? ­ выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. Контроль должен быть приводит ребенка к нежеланию учиться. постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль ­ это организация помощи для ликвидации каких­то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что­то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, выполняя упражнение по русскому языку: 1. повторить правила; 2. прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать; 3. прочитать упражнение и выполнить все задания устно; 4. выполнить задание письменно; 5. проверить работу. Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий: 1. какая бы погода ни была; 2. какие бы ни шли телепередачи; 3. чей бы день рождения ни отмечался. Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе ­ как важному и серьезному делу. Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела. У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы). При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно. 3. Направление помощи ­ приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы "заставить" работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Родители – люди, играющие важную роль в развитии познавательной деятельности любого школьника. Никто не поможет при трудностях в школе, как мама и папа. Вот несколько рекомендаций о том, как помочь ребенку стать более успешным в учебной деятельности. Больше разговаривайте со своим чадом. Наша речь – основа всего. Умение правильно сформулировать свои мысли, выражать свою точку зрения и отстаивать её, привлекать к себе внимание логикой изложения материала – всё это важные умения, которые, если их развивать с малых лет, пригодятся в любой сфере жизнедеятельности. Читайте вместе с ребенком и художественную литературу, стихотворения, пойте песни, даже если он старше семи лет. Только литература способна показать истинную красоту и богатство русского языка. Только родители могут научить ребенка видеть эту красоту. Обсуждайте с ним прочитанное. Чаще покупайте газеты и журналы. Интерес к событиям, происходящим в мире, – немаловажный фактор успешного обучения, и необходимо приучать ребенка следить за новостями.

Чаще узнавайте о школьных делах Чем больше вы будете знать о происходящем в школе, о том, что учащиеся проходят по тому или иному предмету, как ваш ребенок справляется с программой, тем больше у вас будет возможностей повысить уровень его знаний. Узнавайте домашние задания, проверяйте правильность и своевременность их выполнения ребенком. Но не будьте надзирателем и тираном! Будьте с ребенком в доверительных, теплых отношениях. Помогайте с решением трудной задачи или подготовкой реферата. Если вы будете его поддерживать, а не попрекать плохими оценками, он будет стремиться повысить уровень своих знаний. Правильно распределите рабочее пространство школьника Обратите внимание, хорошо ли освещен стол, хватает ли на нем места для выполнения домашнего задания, часто ли проветривается комната, не громко ли включен телевизор в гостиной… Правильно распределите время для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок. Если видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, не загружайте делами. Уставшая голова не способна запоминать информацию, и как бы вы не ругались, как бы не следили за выполнением домашнего задания, уставший ребенок все равно на следующий день принесет «двойку» или «тройку». Помните, что любому человеку нужно отдыхать, а ребенку тем более! Правильное питание – залог успешного обучения Современные исследования показали, что мозг – это один из тех органов, который от неправильного питания страдает в первую очередь. Поэтому, если ваш ребенок стал раздражительным, быстро утомляется, плохо запоминает учебный материал, стал получать более низкие отметки в школе, посмотрите на то, чем он питается. Самой главной группой витаминов для мозга является группа витаминов B. Витамины этой группы отвечают за работу памяти, внимание и способность к обучению. Для улучшения памяти необходимо, чтобы в рационе ребенка присутствовали такие продукты, как: орехи, молоко, рыба, курица, мясо, печень, гречка, свежие овощи и фрукты. Если что­то из продуктов ребенку кажется невкусным, насильно есть не заставляйте. Попробуйте подойти к этому вопросу творчески: красиво оформите блюдо, поищите новые рецепты, где этот продукт можно подать в выгодном и вкусном свете. Развивайтесь сами, и ваш ребенок будет развиваться вместе с вами! И помните: любящие, заботливые и мудрые родители – залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личностью! Поэтому не жалейте времени, не отталкивайте ребенка, если он подошел к вам с вопросом или хочет поговорить по душам. Следите за его здоровьем и поощряйте его успехи. Будьте с ребенком в дружеских отношениях. У вас все получится, стоит только захотеть! Удачи и терпения!!!

Однажды на собеседовании мама первоклассника сказала такую фразу: «Наш папа не понимает, почему ребенка надо дополнительно обучать читать в школе скорочтения. По его мнению, ребенок должен пойти в школу и вернуться оттуда уже «наученный».
Я не писала бы об этом, если бы это было единичное высказывание.
Поколение родителей, которые учились в школе в период до 2003, года искренне не понимает - почему у детей сегодня такие проблемы.
Почему детей надо водить в какие-то школы скорочтения, тратить на это время и деньги?
Почему они не могут сами взять и прочитать?
Прочитать и пересказать – это ведь так просто!
«Нас ведь специально никто не учил этому, и они тоже сами научатся!» - так считают многие родители.

Да хотя бы потому, уважаемые родители, что когда вы учились, именно школа брала на себя обязательство - научить вас читать, писать, считать, пересказывать…. Сколько с тех изменилось всего и в системе образования и в окружающем нас мире!

«Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года.
Это что-то около пяти эксобайтов (прим. эксобайт это 10 в 16 степени байт) информации в день, если вы любите цифры.
Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях».

«Информационные цунами» захлестнули систему образования и ваших детей.
Система образования не справляется с таким информационным потоком.

Сегодня ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО УЧЕБЫ, традиционная школа переложила на вас, уважаемые родители.

Сегодня именно вы должны научить своего ребенка учиться.
Вы, конечно, стараетесь, помогаете - тратите все свое свободное время в сутках, чтобы помочь своему ребенку учиться.

Вот что сказала другая мама девочки первоклассницы, проходившей наш тренинг по скорочтению:
«Учитель настойчиво порекомендовала мне нанять репетитора, потому что я не знаю современных технологий обучения и непременно нанесу своему ребенку вред, если буду учить ее делать уроки по-своему».
Обратите внимание: девочка учится в 1 классе!

Благодаря своей деятельности, я очень много общаюсь с родителями.
Больше 70% детей занимаются с репетиторами. В среднем, ребенок занимается с 2-3 репетиторами.
И, даже переложив часть ответственности на репетиторов, вам, уважаемые родители, все равно приходится тратить все свободное время в сутках, чтобы помочь своему ребенку делать уроки .

Плюсы и минусы репетиторов

Как сказал Кен Робинсон, отрывок из книги которого, я разместила в статье «Как вырастить талантливого ребенка» - есть две категории людей. Одна категория делит людей на 2 категории, вторая категория не делит (шутка).

Я отношусь к первой категории и хочу показать, что существует 2 типа репетиторов:
Первый тип - это очень крутой тип репетиров.
Они не просто «натаскивают» на умение решать контрольные, и тесты ЕГЭ.
Они помогают выстроить структуру предмета.
Они учат ребенка учиться самостоятельно, мыслить системно.
Они ведут, они направляют ребенка.
У крутых репетиторов есть несколько минусов:

  • Они очень дорого стоят
  • Они очень востребованы на рынке - к ним сложно попасть
  • Они берут не каждого ребенка. Они не работают с детьми, с которыми им работать не комфортно
Второй тип репетиторов – просто готовят к ГИА, ЕГЭ.
Они учат шаблонным решениям.
Задача этих репетиторов, чтобы заказчик был доволен.
Заказчик - это ВЫ.
Вы в каком случае будете довольны?
Если у ребенка будет выполнено домашнее задание, если у него все хорошо будет получаться, он будет доволен, он будет получать пятерки.
Здесь есть важный момент, если дети уходят от репетитора довольными, то репетитор - плохой.
Значит, ребенок находится в зоне комфорта. Вы, наверно, много слышали, что развитие начинается только тогда, когда человек выходит из зоны комфорта.
Когда у него чуть-чуть не получается.
Репетиторы чаще всего не занимаются вот этим именно моментом.
И вот - все получается, все довольны и счастливы – ребенок получает пятерки, но при этом - НЕ РАЗВИВАЕТСЯ.

Это не самое страшное.
Самое страшное в том, что ребенок привыкает тому, что все «разжевывают».
Разжевали, в рот положили, остается только проглотить.
Дети вырастают беспомощными существами.
Их учат, дают новые навыки, но у них не тренируется способность учиться самостоятельно .
Они даже не умеют самостоятельно искать нужную для решения той или иной задачи информацию в интернете.

Часть вопросов решаете вы, родители. Решаете в силу того, что вы - РОДИТЕЛИ.
Большой процент вопросов, связанных с учебой решают репетиторы.
Со всех сторон ребенок - такое опекаемое «парниковое растение», и делать ничего сам не может.

И это страшно. Потому, что вступая во взрослую жизнь, он – беспомощен.

Он рассчитывает на вас. Ждет, что вы подскажете, поможете, направите, поможете поступить в ВУЗ, на работу, еще куда-то.
Он не умеет рассчитывать на себя, на свои силы, на свои знания.
Это страшная ситуация, потому что сейчас формируется общество, в котором будут жить наши дети.

«И только скорочтение нам поможет?!»

Пишу эти строки и вижу вас, ваши глаза, скептически прищуренные, а в глазах вот этот вопрос.

Увеличение скорости чтения – конечно полезный навык для развития человека и личности.

Самое популярное предложение от школ и курсов скорочтения звучит так:
«Вы увеличите скорость чтения в 2 и более раз за такое-то время (обычно 10 дней)».

Мы на собеседовании задаем детям среднего и старшего возраста вопрос:
«Смотри, ты сейчас читаешь со скоростью 120 слов в минуту.
В результате наших тренировок ты начнешь читать в 2 раза быстрее.
Мы в этом даже не сомневаемся. Будешь читать 240 слов в минуту с тем же пониманием текста.
Как ты думаешь, что-нибудь изменится в твоей жизни?»

Дети задумываются ненадолго и отвечают: «Ничего не изменится».

Вот и мы тоже так считаем, ничего не изменится.

Представьте, что вы копаете яму лопатой.
Копали медленно, стали копать в 2 раза быстрее.
Да, времени потратили меньше.
Покидали то же количество земли только быстрее.
Устали также, только за более короткое время.

Просто увеличить скорость чтения – этого недостаточно, чтобы улучшить оценки, воспитать интерес к чтению, сформировать самостоятельность

Мы, в рамках тренинга по скорочтению выполняем очень большую работу по мотивации, обучаем управлять временем, обучаем видеть в тексте главное, учим работать с деталями.

Фактически мы не только тренируем навык скорочтения, а обучаем детей эффективной технологии обучения любому предмету.

В рамках этой технологии у нас уже работают тренинг по скорочтению и тренинг по развитию памяти.

И вот сегодня хочу вам рассказать о нашем следующем тренинге

Он называется «Мастер-группа. Сам себе репетитор»

Таких занятий очень ждали наши ученики и их родители.
Они просили нас придумать что-нибудь, чтобы получить еще бОльшую пользу от нашей методики эффективного обучения.

Суть тренинга заключается в том, что дети на занятиях самостоятельно делают уроки.
Сначала мы с вами - родителями определяем по каким предметам надо улучшить знания.
Ваш ребенок приходит к нам на занятия.
Берет с собой сначала учебники по 2 запланированным предметам (первые 2 недели), потом по 3 предметам.
И под руководством нашего педагога разбирает материал, прорабатывает, запоминает, пересказывает.
Наш педагог не объясняет сам предмет.
Он учит детей самостоятельно прорабатывать материал, искать ответы на вопросы, проверять свои знания.