Методика проведения праздника в детском саду. Теоретические основы организации мероприятий для детей. Список использованной литературы

Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду».

Автор: Короткова Ирина Евгеньевна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 16 "Машенька"


Детство – самая счастливая, но, к сожалению, необратимая пора жизни.
Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь.

Праздник – это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник – это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны, развивают творчество, эстетические и нравственные качества. Праздники обогащают жизнь яркими, образными переживаниями, дают возможность детям и взрослым содержательно и весело отдохнуть.
Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности.
Праздничный утренник – это своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива, а не только музыкального руководителя. Здесь можно увидеть их достижения: насколько выразительно звучит песня, пластичны и точны движения в танцах и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни, полученные из бесед с педагогами.
Подготовка к праздникам проходит на разных занятиях, в разных видах художественной и творческой деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи, тексты песен, (тогда, как на муз. занятиях работают исключительно над образом и их характером, проводят экскурсии; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником.
За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем. Это значит, что воспитатели тоже волнуются о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, придумывают аттракционы и готовят все необходимое для них, считают количество стульчиков в музыкальном зале перед утренником, думают о том, кто зажжет елку и откуда будет заходить Дед Мороз. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем – но по необходимости.
Подготовку к празднику музыкальный руководитель начинает с разработки сценария, просмотра и анализа музыкального и литературного материала, тщательного отбора подлинно художественных музыкальных произведений и музыкального оформления.
Распределение номеров праздничной программы среди детей представляет наиболее тонкую и трудную задачу для педагогов: надо предложить каждому ребенку выступление по его силам. В этом случае более способные дети находятся в лучших условиях: им поручают наиболее ответственные номера, и они успешно, конечно не без помощи педагогов и родителей, с ними справляются. Труднее обеспечить участие в празднике тех детей, которые еще не достигли необходимого уровня музыкального развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких-либо способностей. Однако, и они должны выступить, пусть с более легким, но интересным для них заданием – в игре, конкурсах, нетрудном групповом танце, чтении стихов. Главное, чтобы ребенок не почувствовал обидной снисходительности, недоверия к его возможностям.
Родители, доверяя детскому саду своего ребенка, надеются, что каждый из них получит всестороннее воспитание и развитие. Поведение, и отношение к саду самих родителей – это отдельная тема для разговора.
Поэтому так важно участие в празднике каждого ребенка. Он должен чувствовать себя равным среди равных в коллективе веселых и дружных сверстников, радоваться вместе со всеми.
Деятельность воспитателя при подготовке и непосредственно на празднике очень разнообразна и ответственна. Правильно то, что праздник – дело общее. Но для того, чтобы вместе хорошо сделать любое дело, надо иметь единомышленников. В первую очередь, в лице воспитателей, желающих устраивать праздник, дарить детям радость. Ведущий…
Да, ведущий – это душа праздника, это, можно сказать – половина его успеха. Он обязательно должен иметь пространство для импровизации, непосредственного реагирования на ситуации. Его эмоциональность, живость, умение непосредственного, свободного общения с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов – во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать (а не читать) сценарий праздника, но и уметь «заполнять собой» возникшие паузы.
Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игр, танцев, сценок, чтении стихов.
Утренник должен проходить в хорошем темпе. Растянутость выступлений, паузы – расхолаживают детей, утомляют, нарушают единую линию эмоционально-физической нагрузки.
Избежать этого позволит прежде всего активное участие взрослых, их степень ответственности к подготовке, не за неделю до праздника, а с момента получения на руки сценария. При обсуждении сценария и определяется роль каждого воспитателя, его обязанности, и, подключение всего коллектива педагогов.
Методисты и заведующие детских садов могут, а иногда и обязаны напомнить своим резко несогласным с таким подходом сотрудникам, что предмет «Основы музыкального воспитания» обязательно читают всем будущим воспитателям. Так что у них для успешной работы по подготовке праздников есть по крайней мере теоретическая база. А самое главное: читают этот предмет для того, чтобы его знание применялось на практике для пользы общего дела!
И не много у нас в детских садах таких артистичных, умелых, талантливых, способных сыграть эту роль. Есть конечно, есть среди воспитателей добрые, умные, одаренные люди, но, к сожалению, остаётся все меньше и меньше тех, кто готов за минимальную плату нести максимальные нагрузки. И закономерно звучит вопрос: «Почему опять я? Мне что, больше платят?». А разве не знакома такая ситуация, когда буквально накануне праздника музыкальному руководителю сообщают, что ведущая уходит на больничный по нездоровью личному или по уходу за ребенком? И мечется бедный музыкальный руководитель (почему-то именно он) в поисках новой ведущей, Лешего, Бабы Яги и т. д. Ситуация, когда неизвестно не только то, кто будет вести праздник, а вообще кто будет работать с детьми в день его проведения, тоже не редкость. Поэтому ответственность за исход праздника лежит на всех, без исключения членах педагогического коллектива.
А теперь- конкретно о подготовке к празднику.
1. Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.
2. Распределением стихов руководит воспитатель, т. к. он знает, кто выступал на предыдущем празднике и кто лучше подойдет для чтения того или иного стихотворения. Стихи и роли раздаются детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки выразительного чтения.
3. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Они могут поручить их изготовление родителям, сделать совместно с детьми или делают сами.
4. Еще раз подчеркнем, что Ведущий должен очень хорошо знать весь ход праздника, знать все стихи детей, и кто конкретно из детей их читает.
Воспитатели, наравне с детьми, должны хорошо знать тексты песен и танцы.
Во время праздника Ведущий озвучивает не только тот текст, который дан в сценарии, но и своими словами, по мере возникшей необходимости, должен обыгрывать ситуации.
5. Лишь только тогда, когда выучены тексты и роли, переходим к этапу отработки образов и характеров, моменты входа и выхода и других нюансов.
6. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.
7. О родителях. Иногда на праздниках происходят непредвиденные ситуации. Родители в своем порыве забывают, что это не семейный праздник и не праздник, устроенный массовиками-затейниками, и идут через зал поправить своему ребенку костюм или прическу, или просто фотографировать детей. Во избежание этого, надо на каждом родительском собрании корректно, но строго напоминать им, что праздник – для детей и фотографировать надо со своего места или после праздника, отключать мобильные телефоны и что абсолютно недопустимо – разговаривать по телефону во время утренника. Ведь дети готовились к этому мероприятию и считают себя почти артистами, так надо научиться уважать своих детей.
И еще… По окончании праздника недопустимо делать вид, что ничего не произошло. Ведь зачастую администрация и коллеги, присутствующие на празднике, молча встают и расходятся по своим рабочим местам. Но ведь каждый педагог знает, сколько усилий стоит проведение открытого занятия (т. е. с присутствием посторонних, и каждый ждет оценки своего труда. А праздник – разве не открытое занятие, только более масштабное, на котором присутствуют родители, коллеги-педагоги, администрация детского сада?
Любому, и ведущему, и музыкальному руководителю, и актерам приятно услышать слова признательности и благодарности за работу, тем более, если она выполнена успешно. Ну, а если были ошибки, тоже ничего страшного, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает, главное, чтобы они были учтены и не повторялись впредь.
И мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить ее детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбок и комплиментов.

Методика организации праздников в детском саду.

Подарить детям праздник…. Легко это или трудно? Легко, если ты этого хочешь. Ведь ребенок воплощение радости в этом мире. Праздник должен дать ребенку возможность полноценного его проживания, самоотдачи, самореализации, самоутверждения, самораскрытия. Трудно? Да! Потому что это итог долгой многоплановой работы, синтез различных видов деятельности. Мелочей на празднике не бывает и, чтобы подарить настоящий, яркий, запоминающийся праздник, который открыл бы индивидуальный мир ребенка, заставил зазвучать его внутренний мир - большой труд. Любой труд, когда ты делаешь что-то с удовольствием, энтузиазмом, принесет всем радость.

При подготовке к празднику музыкальный руководитель может воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 месяц);
  • Планировать праздники в конце предыдущего года;
  • Собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать все одному);
  • Обсуждать праздник по - деловому;
  • Собирать репертуар для выступлений из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив 1-2 новых;
  • Не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми;
  • Тщательнее готовить взрослых! Они должны знать все движения в играх, слова и движения в песнях, танцах. Их движения на праздниках должны быть упреждающими! (воспитатель чуть раньше меняет движения в танце, хороводе, чтобы дети, глядя на него могли следовать вовремя за ним;
  • Применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения
    (если всем детям на новогоднем празднике хочется рассказать стихи Снегурочке и Дед Морозу, но это удлиняет праздник, то нужно отдельно собрать детей у елки в другое время и удовлетворить их желание.)
  • Дети на празднике показывают не отчет о своей работе и работе музыкального руководителя, а ощущают себя участниками события, получают радость, усваивают смысл сценария;
  • На празднике нужно соблюдать щадящий режим, не подвергая детей эмоциональному стрессу, заранее дети могу видеть элементы костюмов персонажей, частично оформленный зал.
  • Ведущий на празднике – главный герой. Он следит, чтобы не было заминок, может помочь актеру, забывшему слова, он создает атмосферу праздника (не эмоциональный ведущий - праздник провален, не спасет даже самый прекрасный сценарий.) Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь, с особым настроением завершает праздник, подводит итог всему мероприятию.

Работа над праздником как формой организации досуговой деятельности детей всегда была объектом пристального внимания ученых, педагогов и психологов. При проведении этой работы необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. максимально вовлекать детей в музыкальную творческую деятельность на мероприятиях;
  2. основой детского настроя сделать «занимательность», а не «развлекательность»;
  3. развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание

Между всеми участниками праздника;

4.дифференцировать детей по склонностям и способностям;

5.позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества

Праздник дело коллективное, один человек не может справиться с этим. В коллективе должны быть распределены обязанности, кто за что отвечает: одни делают декорации, другие играют роли, третьи помогают на репетиции, четвертые отвечают за костюмы. В осуществлении праздника есть три момента: подготовка, проведение и проводы. Все они важны для успеха. На подготовительном этапе происходит самое основное – создание мотивации праздника. Выготский Л.С. указывал, что праздник от занавеса и до развязки «должен быть сделан руками детей», тогда он окажет на них эмоциональное воздействие. Главное вовлечь детей в атмосферу подготовки и ожидания праздника. Дети рисуют декорации, делают элементы костюмов, продумывают музыкальное оформление праздника, движения в танцах. Главное – вовлечь всех детей в атмосферу праздника.

На втором этапе нужно создать празднично - торжественную атмосферу перед самым началом. Убедить родителей - приводить детей в группу заранее, чтобы было время спокойно переодеться, вспомнить роли, полюбоваться на себя в зеркало, услышать от воспитателя и музыкального руководителя последние напоминания и указания. В этот праздничный день родители и воспитатели должны щадить детей, не давать им лишней нагрузки после праздника, а предоставить время на свободные спокойные игры, охраняя их нервную систему. Воспитатель должен перед входом в зал настроить детей на удачное выступление, а после окончания праздника похвалить всех, спросив их мнение о празднике. На заключительном этапе, который можно назвать «проводы праздника» педагоги, наблюдая за детьми, прослеживают степень усвоения праздника:

  • какое мнение у детей осталось после праздника и стало через несколько дней;
  • разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника;
  • насколько информированы родители о празднике и каково их мнение

Педагоги делают выводы об эффективности участия детей в прошедшем празднике, каков вклад каждого сотрудника в общее дело, насколько успешной была организация праздника, какие перспективы нужно использовать перед проведением следующего праздника.

И вот праздник продуман, организован, проведен. Огромная награда для организаторов праздника, блестящие от радости и переполняющих эмоцией глаза детей, восторг и благодарность родителей.

Так давайте совершать это прекрасное чудо - дарить праздник детям , большим дружным педагогическим коллективом единомышленников.


Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.
Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.
Поэтому, отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей.
Сценарий утренника, посвященного празднованию 7 Ноября, строится на очень простом материале: в него включается больше игр, зрелищ, так как это начало учебного года и дети еще не успели приобрести необходимые навыки для исполнения более сложного репертуара. Если есть необходимость добавить в программу праздника дополнительные песни, пляски, надо, чтобы они соответствовали имеющимся у детей навыкам и были легко ими усвоены.
Отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни, пляски разучиваются за один-полтора месяца.
Часть репертуара — сюрпризные моменты, несложные игры и инсценировки готовятся с детьми незадолго до праздника.
Подготовка к праздникам, особенно общественно-политическим, проходит на разных занятиях, в различных видах художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними проводят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником.
Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться не более 35—45 минут в старшей и подготовительной группах и 25—30 минут в младших группах.
В хорошо составленной программе правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца - смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят.
Самых маленьких дошкольников радуют прежде всего атрибуты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы. Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу,
к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться.
Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.
В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз).
Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей — все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления, восхищаются световыми эффектами.
На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.
В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.
Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.
При хорошо организованной работе по музыкальному воспитанию все дети осваивают программное содержание, которое определяется для каждой возрастной группы. Вместе с тем в группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует применения более сложных произведений. Таким детям можно поручать роли посложнее, построенные на исполнении песен, танцев, позволяющие им полнее проявить свои способности. В группе могут быть и воспитанники, затрудняющиеся в выполнении тех или иных заданий или недавно поступившие в детский сад. Однако и они должны участвовать в общем веселье, для них необходимо придумать простые интересные выступления.
Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с деть ми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные народные танцы, исполнить роль какого-либо персонажа, спеть песни. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Избежать этого позволит прежде всего активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария на педсовете необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.
После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления.
Воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления, связывая их с тематикой праздника. Они запечатлеваются в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.
Воспитатель участвует в этих беседах, подытоживая впечатления детей, выделяя главное, наиболее важное, поясняет непонятное.
В некоторых детских садах существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Некоторые выступления можно повторить два-три раза со сменой исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.
Праздники в детском саду — важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какова роль музыки на детских утренниках?
2. Расскажите о взаимосвязи различных видов искусства на утренниках.
3. Сравните построение программ общественно-политического и новогоднего праздника. В чем их отличие?
4. Расскажите о коллективных и индивидуальных выступлениях детей на утренниках
5. Какие виды детской музыкальной деятельности включаются в праздничную программу?
6. Как организуется подготовка детей к празднику?
7. Какова роль воспитателей на утреннике?
8. Назовите программный песенный репертуар, который исполняется в разных возрастных группах на октябрьском утреннике.
9. Какие подвижные игры с пением можно включить в программу новогоднего утренника для каждой возрастной группы?
10. Подумайте, как привлечь к активному участию в утреннике ребенка, не посещавшего детский сад.
11. Составьте программу сольного или коллективного выступления взрослых на детском утреннике.
12. Расскажите об оформлении зала к праздникам.
13. Каково место театрализованных представлений на праздничных утренниках?
14. Составьте план праздничного утренника для любой возрастной группы.
15. После праздничного утренника проведите с детьми беседу. Выясните, какие впечатления остались у детей, что запомнилось им больше всего.
16. Расскажите о возможностях использования аудиовизуальных средств обучения (электропроигрыватель, магнитофон, диапроектор, кинопроектор) на праздничных утренниках.

Муниципальное образование город Муравленко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

Консультация для воспитателей

« Экскурс в методику проведения праздников и развлечений

в детском саду »

Музыкальный руководитель:

Дженкова Ольга Юрьевна

2016 г.

Экскурс в методику проведения праздников и развлечений в детском саду

В дошкольном учреждении ежегодно составляется перспективный план проведения праздников и развлечений. Перспективный план дает возможность планомерно, систематически и потому успешно вести подготовку к этим мероприятиям и одновременно решать задачи нравственно-эстетического воспитания.

Многообразие форм и видов развлечений позволяет спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между музыкальным руководителем, воспитателями и между детьми. Необходимо иметь график проведения развлечений в каждой возрастной группе и общий для детского сада. Он и поможет распределить обязанности по организации развлечений с учетом разнообразия форм и видов, доступности содержания для детей данной возрастной группы.

Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.

Действие сценария должно подчиняться следующим требованиям:

    Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.

    Действие развивается по нарастающей линии. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым: это ведет к снижению внимания.

    Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.

    Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария.

    Заключительная часть (финал) - это проявление активности всех участников.

В хорошо составленной программе сценария правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца – смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят, после подвижных видов не должно быть пения. Нужно следить, чтобы дети долго не сидели на стульях.

Задолго до праздника на педагогическом совете вместе с заведующей детским садом, воспитателями и музыкальным руководителем обсуждается сценарий, а также ряд вопросов, связанных с подготовкой и проведением праздничных дней: планы воспитательной работы с детьми в предпраздничные и послепраздничные дни, программу утренника, проекты украшения групповых комнат, зала, раздевалок, коридора, эскизы атрибутов и костюмов для шествия, плясок, инсценировок, подарки для детей, план новой экспозиции на выставке для родителей, план уборки помещений, распределение обязанностей. В процессе обсуждения в программу вносятся поправки и изменения. При обсуждении сценария на педсовете необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.

Отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей.

Программу утренника не следует перегружать большим количеством выступлений. Они превращают утренник в калейдоскоп сменяющих друг друга номеров, подчас плохо связанных с общей идеей праздника. Такая программа создает атмосферу напряженности и приводит к быстрому утомлению как исполнителей, так и зрителей. Следует соблюдать чувство меры, руководствоваться художественным вкусом.

Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы – все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Длительность утренника:

    старшая-подготовительная - 45-50 минут,

    2 младшая средняя - 30-40 минут,

    2 группа раннего возраста - 1 младшая - 20-25 минут.

Превышать ее не имеет смысла: дети начинают проявлять признаки утомления - малыши на 12-14-й минуте и старшие на 25-30-й минуте.

Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений:

2 группа раннего возраста:

3 песни с движениями;

2 игры музыкальные.

1-2 младшая группа:

3-4 стихотворения индивидуальных;

3-4 песни с движениями;

1 пляска общая;

2 игры музыкальные.

Средняя группа:

4-6 стихотворений индивидуальных (не подряд);

2-3 песни;

2 танца общих (разнохарактерные, например, хоровод и пляска с предметами);

1 танец индивидуальный (например, для девочек или для мальчиков);

2-3 игры музыкальные.

Старшая группа:

6-8 стихотворений индивидуальных (не подряд);

3 песни (2 общие + 1 песня соло или ансамбль);

4 танца, (2 общих разнохарактерных, + 2 индивидуальных (девочки, мальчики, герои);

2 игры музыкальные;

Подготовительная :

8-10 стихотворений индивидуальных (не подряд, в 2-3 эпизодах);

4 песни (1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль);

5 танцев (2 общих разнохарактерных + 2 для героев (или девочки-мальчики) + 1 для одаренных или слабых);

2 игры музыкальные;

2 аттракциона (например, игры-эстафеты под музыку).

Конечно же, если дети способные, то и репертуар стараешься немного расширить. Не следует забывать, что в каждом утреннике плюс еще и сказочка или инсценировка с участием детей. Главное, чтобы у детей, на протяжении всего праздника, «НЕ ПОТУХЛИ ГЛАЗКИ». Вот для этого мы с вами и призваны всё просчитывать: репертуар, переодевание.

В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых. Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз).

Самых маленьких дошкольников радуют, прежде всего, атрибуты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы. Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу, к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться.

Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.

Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей – все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления, восхищаются световыми эффектами.

На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.

Главное требование к любому празднику – активное участие в нем каждого ребенка. В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, театральной сценкой или игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.

Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.

Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

Труд детей, занимающий достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада, накануне праздника приобретает особое значение. Педагоги включают в план воспитательной работы занятия, на которых совместно с детьми мастерят поделки и украшения для игр, танцев и хороводов (звездочки, цветы, значки, флажки, ленточки, веточки и др.). Сделанные собственными руками, эти поделки и украшения дороги детям. С большой радостью они играют и танцуют с ними на празднике, а потом берегут их, используют в послепраздничных играх. Заведующий детским садом ежедневно проверяет ход подготовительной работы, помогает коллективу. Только такая четкая организация дает возможность своевременно и спокойно подготовиться к празднику.

Для хорошего, радостного детского праздника очень важны выступления взрослых. Выступления взрослых на детском празднике всегда неожиданны и сюрпризны. Если же выступают родители, то дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, несомненно, поднимается.

В день праздничного утренника особенно важна четкая работа всего коллектива; каждый должен хорошо знать свои обязанности и выполнять их быстро и спокойно. Это важно для того, чтобы с утра создать и потом сохранить до самого конца дня радостное, праздничное настроение у каждого ребенка, чтобы не допустить нервного перевозбуждения детей из-за неподготовленности, спешки, бестолковой суеты.

Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий»

Утренник в детском саду – это своего рода отчет педагогов перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения сада. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, костюмер, повара, медицинские работники, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждой своей роли, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего, его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные, а порой забавные изменения. Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Воспитатели помогают украшать зал к праздникам и убирают после своего утренника все атрибуты.

Не оставляйте без внимания и внешний вид ведущего. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки», босоножки. Так же следует помнить, что элегантный чёрный цвет, любимый многими женщинами, недопустим, так как он не воспринимается детьми как праздничный. Туфли на каблуках должны быть удобными и не стеснять движения, поэтому желательна высота каблука не более 3-4 см.

Возможно, воспитателю придётся напомнить родителям, что они приглашены в гости и праздник в немалой степени зависит от того как, выглядят гости. Желательно чтоб и родители выглядели красиво: их внешний облик (одежда, причёска, обувь) – проявление отношения и к празднику, и, главное, к хозяевам и организаторам встречи. Красивые и нарядные мама и папа настроят ребёнка на правильное восприятие события, а ещё он будет гордиться родителями. И запомнит: когда люди идут в гости, они наряжаются, чтобы своим внешним видом радовать хозяев дома.

Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках – порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.

Детям необходимо знать некоторые из них:

Говорить не громко (не кричать);

Ходить спокойно (не бегать);

Помнить для чего мы находимся в зале;

Смело показывать свои способности;

Заботиться друг о друге (не обижать);

Помогать друг другу (не смеяться);

Внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);

Не отвлекаться на родителей.

Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников.

То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья девочкам, фраки для мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей.

Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей.

В нашем детском саду существует хорошая традиция закрепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации.

Проходит обсуждение утренника и среди педагогов.

    Удачно ли он был построен утренник?

    Как ведущая справилась со своей ответственной ролью: как вела праздник (живо, интересно); видела ли детей, их настроение, установила ли контакт с ними; какой была речь ведущей; в чем выразилась находчивость ведущей, понимание ею ситуации (при пропуске или замене номера и др.)?

    Как и в чем педагоги групп помогали ведущей?

    Как музыкальный руководитель справился со своей главной задачей – подбором праздничной музыки и её исполнением?

    Как дети исполняли стихотворения, песни, игры, танцы, хороводы, драматизации?

    Каков уровень музыкальных, певческих и ритмических способностей детей?

    Естественно ли звучали детские голоса, непринужденными ли были движения детей?

    В чем проявилось творческое развитие детей?

    Каким было самочувствие и настроение детей (выступающих, слушателей)?

    Что детям особенно понравилось?

    Как реагировали они на выступления взрослых?

    Длительность праздника. Не наблюдались ли признаки переутомления детей?

Виды и формы развлечений

Виды их зависят от характера участия в них детей:

    развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей;

    развлечения, где дети сами активные участники и исполнители;

    развлечения, где участие принимают и взрослые, и дети.

Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны, вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности.

    Концерты

    Музыкально-литературные композиции

    Музыкальные игры и игры-забавы

    Новая игрушка - это развлечение для младших групп

    Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол

    Театр игрушек, кукол и картинок

    Танцевальные и оперные миниатюры

    Аттракционы, соревнования

Литература:

1. Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособ. для уч-щ /Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1989.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. ,1981

3. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., 1986

4. Щенникова В. Н. Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии творческой активности детей // Художественное творчество в детском саду. - М., 1974

Праздник есть художественная организация общественной жизни, в которой все концентрированно, все сжато, все приобрело эффективную волнующую форму (А.В.Луначарский).

Праздник – своеобразная форма организации жизни и деятельности коллектива, которая имеет большое воспитательное значение, так как знакомит воспитанников с жизнью своего края, страны, обогащает яркими образными впечатлениями, вносит в жизнь коллектива радость, дает возможность весело и культурно отдохнуть. Подготовка и проведение праздника активизируют детей, повышают общий тонус жизни и тем самым оказывают благоприятное воздействие на качество всей учебно-воспитательной работы.

Праздник – это ожидание завтрашней радости, взаимное обогащение, проявление творчества, впечатления и открытия. Включаясь в подготовку праздника, младшие школьники обязательно узнают что-то новое, их кругозор расширяется, духовная жизнь обогащается. Торжественность, эмоциональная насыщенность, красочность театрализованных представлений и праздников формируют морально-эстетические чувства: радость, гордость, восхищение, восторг. Долг педагога – ввести детей в мир духовных ценностей, научить удивляться многоцветью жизни, получать наслаждение от общения с искусством. При этом, чем шире используемая педагогом палитра средств воспитания, тем насыщеннее и содержательнее общение педагога с воспитанниками, тем чище атмосфера в коллективе: у ребят есть общие заботы, переживания, им есть о чем поговорить, обсудить, есть чему поучиться у других. Впечатление, – писал Ш.А.Амонашвили, – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим.

Одно из основных условий успешного проведения праздника является четкая его организация.

Для проведения праздника создается комиссия (совет дела), которая не позже чем за месяц до праздника составляет подробный план его проведения. В плане должен быть отражен весь ход подготовки, предусмотрены мероприятия, связанные с его проведением, определено содержание, формы и методы работы учащихся. В плане указываются лица, ответственные за разные участки предпраздничной работы.

Важной особенностью плана подготовки праздника является продуманное распределение творческих заданий всем первичным коллективам. Это обеспечивает развитие здорового соперничества, стимулирует активность, инициативу, самодеятельность учащихся, позволяет выявить способности и таланты каждого воспитанника, содействует развитию его творческой индивидуальности. Подготовленный план обсуждается и утверждается на заседании совета дела. После этого он вступает в силу.



Участие в подготовке праздника детей разных возрастных групп создает в коллективе особый настрой, атмосферу близости, делового сотрудничества педагогов и воспитанников, объединяя их как соучастников, равных партнеров организации общего дела.

Создание радостного предпраздничного подъема в коллективе является важным психологическим фактором, который обеспечивает педагогам успешное решение многих педагогических проблем.

Праздник обычно содержит три части , каждая из которых вносит свою долю в общее содержание.

В первую часть включаются все торжественные моменты: поздравление с праздником, подведение итогов работы, награждение победителей соревнования, выступления почетных гостей и т.д.

Вторая, художественная часть , подаваемая по возможности в неожиданных, ярких формах раскрывает саму идею праздника, обогащает воспитанников яркими впечатлениями. Нередко эта часть строится в форме концерта художественной самодеятельности, концерта-сюрприза первичных коллективов.

Третья часть может состоять из массовых танцев, игр, аттракционов, конкурсов.

Большую роль на празднике играет искусство , которое должно быть представлено в разных видах и формах. Музыка, танец, живопись, театрализация украшают праздник, делают его веселым, интересным. Праздничное оформление помещения, звуки веселой музыки создают хорошее настроение, заставляют учащихся почувствовать, что они пришли именно на праздник, где все не так как в будни, где все интересно, необычно, где их ждет много приятного и радостного.

Проведение праздника должно быть продумано до мелочей : вход в зал, рассадка по местам, порядок выступлений, выход из зала после окончания праздника – все это нужно детально предусмотреть, чтобы организационные неполадки не нарушили праздничного настроения участников.

Несмотря на то, что проводится большое количество разных по своему характеру и тематике праздников, каждый из них готовится с учетом общей методики. Вместе с тем, праздник в зависимости от его предназначения имеет некоторые особенности в его подготовке и проведении.

К примеру, остановимся на некоторых особенностях фольклорного праздника.

Самобытность народных праздников и обрядов, обусловленная включением и их содержание торжественных ритуалов, действий, устного народного творчества, воспринимается сердцем, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу личности . Причем вместе с красотой художественного народного творчества учащиеся усваивают и национальные черты трудолюбивого, влюбленного в свой край народа: гостеприимство, жизнелюбие, оптимизм, справедливость, религиозность, доброту, любовь к природе и др.

Народные праздники и обряды белорусов подчинены годовому календарю.

Работа по подготовке фольклорного праздника делится на несколько этапов. Первый – изучение литературы, подбор текста, песен, инструментального и хореографического материала. Можно провести специальную работу по сбору праздничного фольклора определенной местности, сделать записи народных песен в исполнении талантливых коллективов художественной самодеятельности, отдельных исполнителей.

На праздник приглашаются гости – родители, бабушки, дедушки, народные исполнители, мастера художественных промыслов, народные музыканты.

Второй этап – вступительная беседа , цель которой – рассказать о сущности праздника, заинтересовать его подготовкой. Третий этап непосредственная разработка сценария , подготовка костюмов, ведущих, оформление помещения. Главное в разработке сценария – ярко подчеркнуть главную идею праздника, тщательно проработать сюжетную линию, композицию , последовательность действий.Сценарий фольклорного праздника обязательно включает театрализацию, хороводы, народные игры и танцы, шуточные приговоры, пословицы, поговорки. Важным условием успешности проведения праздника является подготовкаведущих , их владение языком, способность к импровизации, эмоциональному заражению.

При проведении фольклорных праздников в начальных классах необходимо учитывать возрастные особенности детей: конкретность мышления, импульсивность, эмоциональность, особенности мировосприятия.

После проведения праздника надо дать возможность детям обменяться мыслями, высказать свои впечатления, чувства, пожелания.

Типичные ошибки при проведении утренников в начальных классах

· Увлечение массовыми мероприятиями, сведение всей воспитательной работы к массовым праздникам. «Ничего нет вреднее, как превращение жизни детей в непрерывный ряд празднеств, спектаклей, выступлений…Подобное воспитывает у детей нездоровое отношение к труду, неустойчивость, верхоглядство… Дети должны больше изучать жизнь, быть ближе к жизни…», - писала Н.К.Крупская.

· Неудачный выбор темы праздника. (К примеру, по нравственной тематике более эффективны этические беседы, а не праздники).

· Перенасыщение праздника литературным материалом (стихи, монтажи, тексты), требующим многочисленных репетиций.

· К выбору темы праздника, его подготовке не привлекаются дети.

· Пассивность большей части детей (зрителей) на самом празднике, что приводит к тому, что школьники начинают нарушать нормы поведения, а педагог превращается в «надзирателя» за дисциплиной.

· Непродуманное участие гостей (невнимание «хозяев» к гостям, слишком продолжительные выступления гостей и др.).

· Неудачное музыкальное оформление («взрослые» песни, технические неполадки в звукозаписи, использование одних и тех же музыкальных инструментов).

· Отсутствие или нарушение чувства меры, вкуса в художественном оформлении помещения, где проводится праздник.

· Затянутость праздника во времени.

· Не всегда обеспечивается четкая организация, что отрицательно влияет на праздничное настроение (проявляется угнетенность, усталость, задерганность детей).

· Погоня за современными ультрамодными формами проведения традиционного праздника нередко «убивают» душу, заслоняют главный смысл праздника, его своеобразие, неповторимость и оригинальность.